Интервью: Сэм Рэйми
Банальный вопрос, но все-таки: как вы дошли от комедийного микробюджетного хоррора про зомби до недешевого комикса о подростке с проблемами?
(Говорит басом.) Это была судьба! Нет, серьезно. Мой отец снимал любительское видео, семейные хроники, мы их смотрели по вечерам, и мне очень нравилось, что можно зафиксировать реальность и проиграть ее заново. А функция обратной перемотки вообще меня зачаровывала. Позже стали возникать другие вопросы какого эффекта можно добиться движениями камеры, монтажом, что будет, если кадры поменять местами, наложить звуки или музыку.
То есть «Зловещие мертвецы» это учебный фильм, да? Мы так и думали!
«Зловещие мертвецы» это был ад! Мы снимали на 16-мм, потому что не могли позволить себе нормальную, 35-мм, пленку. Сперва это казалось огромным плюсом я мог вертеть легкой камерой как угодно, брать ее одной рукой, водить вокруг предметов, огибать углы. После нескольких часов работы, правда, я был не в состоянии даже ее держать. Но кое-чему я там научился, верно. На вторых «Мертвецах» у нас уже появились кое-какие деньги, я наконец-то смог попробовать в своем кино то, что видел в нормальных фильмах. Например, поэкспериментировать с кранами, или вот для главного героя, которого играл Брюс Кэмпбелл, мы построили специальную моторизированную тележку, чтоб он мог носиться на ней по лесу. А раньше мне приходилось самому хлестать его ветками будто бы он бежит через бурелом! (Мечтательно.) Да, деньги открывают волшебный мир прекрасных возможностей…
А в «Армии тьмы» у меня уже появились вертолеты! Я мог поднимать людей на тросах это было прямо настоящее голливудское кино! (Увлекается.) А в «Быстром и мертвом» я попробовал повторить знаменитый трюк Хичкока из «Головокружения» когда актер отъезжает от камеры на тележке, а камера все время держит его в фокусе. По-моему, вышло отлично.
По-моему, тоже. Только после «Быстрого и мертвого» вы на три года ушли из кино продюсировать какой-то телетрэш про Геракла…
Да я просто устал. Так старался довести все эти перестрелки до совершенства, что абсолютно вымотался. Чувствовал ужасное опустошение. Так что я взял отпуск, много думал и наконец придумал а что, если заставить актеров играть по-настоящему? Начал присматриваться к актерской игре, вникать. И когда делал триллер «Простой план», старался камеру уже вообще не двигать пусть, мол, люди в кадре сами расскажут историю.
И как, остались довольны?
О да! Тогда да. Когда я пытался получить первого «Человека-паука» и встречался с продюсерами, то был уже абсолютно уверен в себе. Думал, что все понимаю в характерах, могу заставить их работать, только дайте мне, дайте! (Смеется). Ну… сейчас я в них действительно кое-что понимаю. А уж как я теперь разбираюсь в тонкостях операторской работы! Да и в спецэффектах ну вы, наверное, это заметили!