10 вещей, которые вы должны знать о Гасе Ван Сенте
В прокат вышел фильм «Последние дни» — режиссер Гас Ван Сент снял кино то ли о Курте Кобейне, то ли о судьбе потерявшегося юноши.
1. В молодости Гас Ван Сент очень любил рисовать и даже хотел поехать в Нью-Йорк и стать там художником. Но друзья рассказали ему, что в Большом Яблоке 12 тысяч художников и всего 64 галереи. Тогда Гас решил стать режиссером. Но в Нью-Йорк все равно поехал.

2. Ван Сент учился вместе с будущим знаменитым музыкантом, лидером коллектива Talking Heads Дэвидом Бирном. После первого концерта группы друзья пошли в кафе. Там Бирн стал жаловаться, что работает мойщиком посуды, а должен, не размениваясь по пустякам, писать музыку. Гас слушал, кивал, а про себя думал: «Вот еще один неудачник, еще одна судьба, сломанная нелепыми амбициями„.

3. Во время учебы в колледже Гаса Ван Сента заметила крупная кинокомпания Universal и попросила что-нибудь для нее придумать. Ван Сент написал сценарии фильмов „Аптечный ковбой“ и “Мой собственный штат Айдахо„, но Universal они не понравились. Гас обиделся, уехал из Нью-Йорка в Портленд, снял оба фильма самостоятельно и прославился.

4. Однажды Гас Ван Сент потерял свой фильм. Дело было так: он снял дебютную картину и созвал друзей на просмотр. Проснувшись утром, он обнаружил, что единственная пленка с фильмом исчезла. Как признался позже один из друзей Гаса, кино ему так понравилось, что он взял пленку, чтобы показать своим друзьям. Но по дороге она куда-то делась. Первый фильм Ван Сента потом так и не нашелся.

5. Гас Ван Сент очень любит делать медленное кино. Он говорит, что на его творчество сильно повлияли Тарковский и Сокуров. Но больше всего Гаса впечатлил семичасовой фильм венгра Белы Тара „Шатантанго“. Посмотрев его, Гас понял, что раз в Венгрии снимают кино в 415 минут длиной, значит, все дозволено, и сделал „Джерри“ (2002) — первый американский фильм, в котором ничего не происходит.

6. Большое влияние на Гаса Ван Сента также оказали видеоигры. Особенно ему понравилась игра “Лара Крофт: Расхитительница гробниц„, за которой маститый автор просиживал дни и ночи. “Эта игра, — говорил Гас со значением, — требует интерактивного воображения„. Наигравшись в „Лару Крофт“, Ван Сент сделал фильм „Слон“ (2003), в котором двое подростков ходят по школе и расстреливают одноклассников.

7. Независимый режиссер Гас Ван Сент не любил Голливуд. Поэтому он решил взорвать его изнутри и снял голливудскую картину „Умница Уилл Хантинг“ (1997). “Надо знать своего врага„, — говорил потом режиссер. “И еще я многому научился, снимая этот фильм, — продолжал Гас, — о деньгах я тогда вообще не думал, у меня были и другие возможности заработать„.

8. Ван Сент долго жил рядом с семьей Фениксов, где было пять детей: Ривер, Рейн, Хоакин, Либерти и Саммер. Когда Риверу исполнился 21 год, Гас снял его в фильме “Мой собственный штат Айдахо„ (1991). Когда Рейн исполнился 21, Гас снял ее в “Даже девушки-ковбои иногда грустят„ (1993). Когда Хоакину исполнился 21, Гас снял его в „Умереть во имя“ (1995). Либерти и Саммер режиссер, наверное, уже не снимет: обеим под 30.

9. Когда умер Курт Кобейн, Гас Ван Сент решил экранизировать его биографию. Он даже поговорил с вдовой Кобейна Кортни Лав и получил ее согласие. Но никак не мог найти подходящего актера на роль Кобейна и даже собрался было делать кукольное кино, но потом вообще передумал и решил снимать поэтический фильм о потерявшемся юноше.

10. На главную роль в „Последних днях“ Гас Ван Сент пригласил Майкла Питта. Когда фильм вышел в прокат, все увидели, что он не про какого-то там юношу, а про самого что ни на есть Кобейна. “Питт отрастил себе волосы, как у Кобейна, и стал очень на него похож. А мне и понравилось», — оправдывается теперь Ван Сент.