Москва
Москва
Петербург
Интервью: Владимир Янкилевский

Интервью: Владимир Янкилевский

72-летний Владимир Янкилевский давно живет в Париже, но регулярно наведывается в Москву. Последняя его выставка — в Третьяковской галерее в 1995-м — настраивала на мрачный лад. Нынешняя впечатляет и размерами, и тщательным отбором вещей.

Это ведь первая ваша настоящая ретроспектива?

Да, эта выставка отличается от всех, что я делал. На ней впервые удалось собрать около 80 процентов моих произведений и почти все триптихи, которые мало кто видел. Раньше мои большие вещи не удавалось продемонстрировать. А ведь именно триптихи — суть моей концепции, в остальных произведениях я разрабатывал просто отдельные темы вокруг них. Конечно, я мечтал показать их в полном объеме. К тому же я и сам впервые увидел сразу столько своих вещей, собранных вместе. На первом этапе моей жизни они были в коммуналке, потом в сыром подвале и расставить их было невозможно.

Как же вы делали вещи, практически не видя их?

Ну, я все-таки видел. «Атомную станцию», которая здесь висит, я делал в 15-метровой комнате две недели — не отходя, а на стене помещалась только одна часть — все остальные я держал в голове или в сердце, где-то внутри себя. Это очень большое сосредоточение, напряжение. Потому что существует единая композиция, единая концепция. Но художник все равно видит, просто глаза могут быть направлены и вовнутрь. Художник должен не изображать, а выражать. А сами размеры вещей я видел абсолютно точно, до сантиметра. В идеале я видел их вообще гигантскими, над городом.

И как впечатления, когда вы сейчас увидели их собранными в одном зале?

Я очень доволен, потому что все соединилось в единый поток. Я сам внутренне был уверен, что именно так и произойдет, переживал только из-за того, что это раньше не было сделано и показано. Вот Александр Боровский из Русского музея, который писал статью для каталога, даже сказал, что написал бы теперь совсем по-другому.

Концепция триптиха как-то формулируется словами?

Безусловно: мужское и женское начала и среда, которая их соединяет. Но эта формулировка не исчерпывает все смыслы. Это же мужское и женское начала в мире вообще — на всех уровнях, начиная от почти абстрактной игры сил до каких-то совершенно очевидных вещей. Эта тема остается постоянной для меня, но с годами немного меняется сюжет: идеализм сменяется более ясным представлением реальности. И эта реальность включает в себя и идеализм, и актуальность, и экзистенциальные темы, и конечность, и бесконечность. Мне хочется показать дистанцию между однозначной актуальностью и тем, что живет помимо нас.

30 апреля 2007
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация