Москва
Москва
Петербург
Проверяю книги временем

Проверяю книги временем

В Москву с частным визитом приехал знаменитый перуанский писатель.
Вы всегда были уверены, что писатель должен принимать активное участие в общественной и политической жизни страны. В 1990 году вы даже баллотировались в президенты Перу. Однако существует мнение, что художественные произведения помогают читателям решать политические, социальные, религиозные, психологические и другие проблемы только в тоталитарном обществе. В свободном для этого есть другие институты.

Я думаю, это неверно. Литература должна критически подходить к миру — не только к политике. Нам недостаточно того, что мы имеем, чтобы сделать людей счастливыми, — вот чему должна учить нас литература. Мы пытаемся удовлетворить наши страсти, аппетиты, но можно достичь бо´льших целей. Литература дает возможность прожить тот опыт, который нам вряд ли когда-либо удастся получить. Мы можем путешествовать, переживать приключения, вести диалог с теми, кто живет в других странах и других временах. Мы читаем Гомера, Данте и таким образом вступаем в контакт с теми, кто жил в древности. Мы обнаруживаем в этих текстах то, что есть общее для всех вне зависимости от времени и расстояния.

Но все-таки мы воспринимаем Гомера или Данте не так, как их современники.

Конечно, читать «Дон Кихота» сейчас не то же самое, что четыре века назад, но хорошие книги не должны умирать. У них должно быть что сказать другим временам и культурам.

Вы думаете, что ваши книги, в которых вы поднимаете злободневные социальные и политические проблемы, будут интересны лет через 100?

(Смеется.) Я надеюсь. Я не могу гарантировать, но когда я пишу, я стараюсь это делать очень хорошо и надеюсь, что у книги будет долгая жизнь. Это зависит от читателей будущего. Может быть, через сотню лет и книг-то никаких не будет — одни гаджеты останутся. Но все равно буду очень стараться (хохочет).

А как вы относитесь к использованию в книгах личного опыта автора?

Это всегда в той или иной степени личный опыт. Память вообще очень важна для писателя, но это не значит, что все романы должны быть автобиографическими. Основываясь на собственной фантазии, ты строишь нечто большее, чем просто пересказ своего собственного опыта. Обычно идея романа вырастает из того, что со мной произошло в самом широком смысле: я кого-то встретил, что-то произвело на меня сильное впечатление, о чем-то я слышал, анекдот, что-то прочитал. И я начинаю про это думать, делать заметки. Но я не сажусь писать немедленно. Я жду. Это как проверка временем. Если по истечении нескольких недель или месяцев я все еще об этом думаю, то сажусь писать.

9 июля 2010,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация