Москва
Москва
Петербург
Важно не понять, а почувствовать

Важно не понять, а почувствовать

Откровенные и прекрасные истории французской звезды — о нелегкой женской доле, путанице сознания, фокусах подсознания.
Художнику сложно делать ретроспективу: смотреть на свои ранние произведения, работать с ними?

Знаете, я здесь не показываю самые старые мои работы, ретроспектива начинается с конца 1970-х. Раньше я неохотно ранние вещи показывала — начинали болеть руки, спина, живот, я просто страдала. Трудно было их видеть, понимая все недостатки, противоречия… Художников постоянно спрашивают о прошлом — когда сделал, о чем тогда думал… Но часто невозможно сказать, почему был создан объект, о чем я тогда думала, что чувствовала. Не всегда помню и точные даты, когда были созданы работы. Но на самом деле мысли художников не так уж сложны и загадочны… Другое дело, что идеи бывает сложно реализовать.

В отличие от живописца, например, художник, который воспроизводит старую инсталляцию, может что-то изменить. Вы пользуетесь этой возможностью?

Нет, это исключено. Работы остаются прежними, меняется их интерпретация. Как у дирижера — музыка та же, а исполнение другое.

Что вы чувствуете, когда ваши работы неправильно воспринимают?

Вообще-то мне все равно, но люди часто в лучших отношениях с прошлым, чем с настоящим. Старые работы им кажутся понятнее… Но гораздо важнее не понять, а почувствовать мои произведения. Это очень интимные вещи.

И нежные. Это необычно для художниц-феминисток.

Ну, если только американских — они очень догматичны: считают, что надо делать вот так, а не иначе. А Франция — очень старая страна, с богатой историей, у нас не все так просто и прямолинейно. Нашим художникам свойственно скорее картезианское мышление.

Сложно быть знаменитой художницей, женой знаменитого художника?

Нет, если оставлять работу за порогом дома. Искусство — не семейное дело. У нас разные мастерские, и мы никогда не ходим друг к другу на выставки. Жить с кем-то вообще сложно, думаю, что с художником в каком-то плане легче — он понимает, что со мной происходит, проблемы, настроение.

Звезде легче работать, чем начинающим?

Думаю, что молодым сложнее — слишком много информации, интернет, все мгновенно становится всем известно. Я мало знала, когда начинала заниматься искусством, а наивность оберегает… Тогда было искусство Франции, Германии, США, теперь — глобализация, в которой участвуют и Китай, и Россия, и Индия. Это и хорошо, и грустно. Мне кажется, что искусство не должно быть единым… оно может говорить на разных языках. С другой стороны — раньше было совсем мало женщин, а теперь гораздо больше художниц появилось. И вообще, чем старше становишься, тем свободнее себя чувствуешь.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация