Москва
Москва
Петербург
Дело Ерофеева и Самодурова

Дело Ерофеева и Самодурова

Сезон завершился в зале Таганского суда.
Отечественный абсурд выходит на новый уровень — 14 июля в зале Таганского суда должен быть вынесен приговор Андрею Ерофееву и Юрию Самодурову — куратору и организатору выставки «Запретное искусство-2006» в Сахаровском центре. 21 июня прокурор Никифоров потребовал «с учетом характера и степени общественной опасности содеянного» по три года заключения каждому.

Обвинительный приговор сделает биографию не только фигурантам дела — в стране будет покончено со свободными искусствами, а заодно и со свободой слова. Когда искусство начинают судить по статье «б» части 2 статьи 282 УК РФ («возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признаку религиозной принадлежности и с использованием служебного положения»), критика замолкает, логика буксует, закон оказывается в интересном положении. Естественная логика выживания заставляет идти вабанк: Марат Гельман уже объявил о том, что будет делать такую же выставку, если обвиняемых не оправдают.

На «Запретном искусстве» снятые по цензурным соображениям с других выставок произведения были защищены стенами, увидеть их можно было лишь в небольшую дырочку. Это не помешало желающим ужасно расстроиться и страшно оскорбиться. Тем более что для этого им можно было на выставку и не ходить — из 134 свидетелей обвинения 131 ее в глаза не видели. Прокурора такие свидетели и их однообразные, под диктовку (которая происходила тут же, в коридорах суда) данные показания не смутили. В отличие от высказывавшихся в защиту обвиняемых — профессоров истории искусств, критиков, художников, которых прокурор Никифоров счел людьми пристрастными, «корпоративно солидарными». Искусство, увы, многозначно. Публика может много чего разглядеть в произведении искусства — и то, что было заложено художником, и то, о чем он и не помышлял. Кому что привидится. Вот уже и из ультраортодоксальных кругов послышалось далекое от прокурорского суждение про «оклад из-под иконы, в котором вместо лика Божьей Матери была черная икра». По мнению председателя братства «Радонеж» Евгения Никифорова, «субъективной целью “творца”» было не издевательство над Божьей Матерью, не кощунство, а желание обличить церковь в отходе от своей миссии, показать, что церковь зажирела, что церковь потеряла свою… духовную актуальность».

А вот эксперт обвинения Энеева считает, что художники заняты исключительно «способами передачи оскорбительных характеристик», а выставка являлась не художественным, а идеологическим мероприятием, «агитационной акцией антихристианского и антироссийского содержания». Что до антихристианского — то Бог всем судья, разберется. А вот с антироссийским сложнее — процесс действительно компрометирует государство, лишая его де-факто статуса не только светского, свободного, цивилизованного, но и просто разумного. Прокурор поддержал даже не официальную позицию РПЦ, а решение кучки маргиналов диктовать обществу свое весьма дремучее понимание искусства.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация