Звезды висят | Арт | Time Out

Звезды висят

  2 апреля 2007
4 мин
Звезды висят
Фестиваль «Мода и стиль в фотографии» в этом году посвящен феномену звездности. Тема раскрыта снимками группы «Кино», мусорками знаменитостей и хроникой жизни Куршевеля начала прошлого века.

«Мода и стиль в фотографии„ — фестиваль, приятный во всех отношениях. Весна, солнце, с глянцевых снимков смотрят красивые девушки в красивой одежде, а то и вовсе без одежды. Возможно, поэтому в прошлые годы на некоторые выставки фестиваля выстраивались очереди из хорошо одетых людей с искусственным загаром. Как ни странно, при заявленной “глянцевой„ теме, ассоциирующейся с поверхностностью, с содержанием у мероприятия все в порядке — к нам привозят те самые выставки, которые именно сейчас колесят по ведущим мировым выставочным площадкам или обладают несомненной исторической ценностью.

“В этом году тема фестиваля — феномен звездности. Современная жизнь управляется медиа: чем быстрее идет процесс глобализации, тем проще и фантомнее становятся маски знаменитостей„, — размышляет вслух организатор фестиваля, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. — “Фабрика звезд„ нам показывает, что из любого человека можно вырастить звезду. Или нет? До какой степени можно надувать полую оболочку? Должно ли быть какое-то содержание, обаяние, личность внутри? Я вот не знаю ответа. Поэтому мы хотим проблематизировать эту тему, заставив людей задуматься“.

„Проблематизировать“ будут сразу по нескольким направлениям. Во-первых, нам покажут ретроспективы очень знаменитых „глянцевых“ авторов, визуализировавших грезы. Вот, к примеру, ретроспектива маэстро рекламных кампаний Жана Ларивьера — фотографа, прославившегося сотрудничеством со всеми всемирно известными брендами от Louis Vuitton до Virgin. Француз любит соединять несочетаемое — масштабную эпичность, причудливость фантазий-галлюцинаций и — совершенно неожиданно в этом ряду — природную естественность. Ларивьер, в отличие от большинства современных фотографов, не обрабатывает свои снимки на компьютере и делает свои работы только „на природе“, даже если для этого нужно поехать в горы Тибета или льды Антарктиды. Для контраста можно будет взглянуть на выставку фэшн-фотографа Нормана Паркинсона, начавшего снимать в 1930-х. Эксцентричный английский усач, который приходил на съемки в свадебной индусской чалме, создал галерею тонких, впечатляющих чувствомюмора образов без всяких спецэффектов.

Во-вторых, на фестивале будет немало интересных выставок из серии „Звезды о звездах“. Скажем, экспозиция Жак-Анри Лартига — баловня судьбы, взявшего камеру в руки в шесть лет. Лартиг зафиксировал хронику курортной жизни Биаррица, Сан-Морица и Куршевеля начала XX века, по-детски простодушно взглянув на окружающий мир, — классическими считаются фотографии, сделанные им в совсем юном возрасте. Любопытны и снимки современного культуриста Паскаля Шерье, запротоколировавшего на фото процесс своего превращения в красавца с огромными мускулами.

В-третьих, нам покажут и изнанку мира звезд. Главное событие — выставка фотографов французского еженедельника Paris Match Паскаля Ростена и Бруно Мурона, которые на протяжении шести лет снимали мусорные корзины знаменитостей. Концептуальный проект так и называется — „Помойки звезд“ — и одновременно критикует общество потребления и намекает, что звезды — тоже люди.

Отечественные авторы на фестивале представлены традиционно слабее — все-таки с фэшн-фотографией у нас пока явно неважно. Помимо привычной демонстрации проектов русских глянцевых журналов будет и несколько неожиданных выставок: скажем, экспозиция о музе поэта Маяковского Лиле Брик или подготовленная Артемием Троицким выставка снимков Натальи Васильевой-Халл „Неизвестное “Кино„“ о группе Виктора Цоя.

Неожиданная трактовка темы звезд на советском материале, впрочем, вполне укладывается в концепцию фестиваля. „Феномен звездности, вообще говоря, для России не нов, — утверждает Ольга Свиблова.- В сталинскую эпоху была одна “селебрити» — товарищ Сталин, окруженный звездами помельче вроде стахановцев или знатной трактористки Паши Ангелиной. Тогда звезд из людей делало не потребление, но идеология — сталинское рукопожатие моментально возносило на вершину. Звезды есть всегда, в любом обществе. Потому что они наши маячки. Мы сами за них цепляемся, чтобы не сесть на мель в море собственной жизни».