Москва
Москва
Петербург
«Черешневый лес»: вспоминаем лучшее

«Черешневый лес»: вспоминаем лучшее

Самые знаковые события фестиваля за 10 лет существования.
Насколько и кому бы это ни показалось странным, «Черешневый лес» выглядит пока самой приличной культурной мультимедийной инновацией для Москвы. Он, бесспорно, консервативен, не всегда безупречен по вкусу, в нем ощутим дух кумовства, когда хорошему застолью уделяется больше внимания, чем умному кураторству. Но все же в «Черешневом лесе» чувствуется дыхание живой жизни: он, как насос, заставляет работать режиссеров, кураторов выставок, музыкантов и тем самым создает хоть какое-то движение ветра при полном штиле.

























2003 «Черешневый экспресс» Москва — Санкт-Петербург
В 2003 году фестиваль, который первые два года был довольно камерным и чисто музыкальным, проходил сразу в двух городах — Москве и Санкт-Петербурге. 250 артистов, музыкантов и других участников фестиваля отправились на «Черешневом экспрессе» в Северную столицу. Помимо традиционного вагона-ресторана в составе был еще вагон-салон, где звучала специальная салонная музыка. С Московского вокзала гостей мчали по Невскому проспекту конные экипажи, а вечером более 1000 зрителей на нескольких пароходах отплыли от Дворцовой набережной к Кировскому заводу, где в гигантском тракторосборочном цехе состоялся показ коллекции Bosco Family. По нескончаемому подиуму в качестве моделей дефилировали знаменитые артисты, спортсмены и телеведущие.


Гала-вечер Римского балета
«Черешневый лес» привез на гастроли балет Римской оперы; в России впервые были показаны «Игры» Вацлава Нижинского.
Раритет, вещь совершенно уникальная — балет Нижинского исчез со сцены почти на девяносто лет, и существовали лишь легенды о нем. Говорили, что в трио, играющем в теннис и флиртующем друг с другом в разных комбинациях, Нижинский зашифровал Дягилева и двух его любимцев. Американские балетные архивисты Миллисент Ходсон и Кеннет Арчер восстановили спектакль для Римской оперы, и итальянцы сыграли в дягилевскую антрепризу бережно и нежно. А легендарная балерина Карла Фраччи, вышедшая в роли, когда-то придуманной для Карсавиной, заставила публику невежливо вспоминать, сколько ей лет, и, пересчитав, восклицать: «Да не может быть!»


Ингеборга Дапкунайте
Я вспоминаю «Черешневый экспресс» как одно из самых невероятных путешествий. Мы сели в поезд, до мелочей выдержанный в советской стилистике, только очень чистый. Каждому выдали набор: помню, там была непременная для всех советских путешественников курица, тархун, дорожный несессер, а вместо пасты — коробочка зубного порошка. Нас встречали извозчики на лошадях. Это было безумно интересно. Вроде поездка была недолгая, но событий — масса. Мы сажали деревья в Михайловском саду — символично, там раньше был вишневый сад. А на лестнице Русского музея состоялся концерт, на котором впервые вместе выступили Юрий Башмет и Владимир Спиваков. Вели концерт Олег Янковский и я. Было невероятно холодно, шел дождь. И мы грелись, закутавшись в желтые пледы, как две канарейки.


2004 Три пьесы Чехова
Больше трех лет «Черешневый лес» без театра вытерпеть не мог. Начался театральный бум, бушующий ныне. А фестиваль смог себе позволить крупный продюсерский проект: не просто привезти что-нибудь интересненькое на гастроли, а затеять нечто новое, что останется городу. Так возник замысел трех чеховских премьер. Две из них до сих пор идут с аншлагами. Миндаугас Карбаускис поставил «Дядю Ваню» не в подвальчике «Табакерки», а на сцене МХТ в роскошных декорациях Олега Шейнциса с мхатовскими звездами: Борисом Плотниковым, Дмитрием Назаровым, Олегом Табаковым и Ольгой Барнет. Любовная маета закупорена в душной застекленной террасе, как в террариуме. От нее хочется бежать, потому что все здешние любови безответны, но некуда, да и сил нет — жара.
Адольф Шапиро собрал для «Вишневого сада» уникальную компанию. Сценограф Давид Боровский сделал главным образом декорации знаменитый занавес с чайкой и заставил его двигаться, как когда-то в таганковском «Гамлете». А Шапиро поселил среди мхатовских актеров неслиянный с ними дуэт: Рената Литвинова (Раневская) и Сергей Дрейден (Гаев). Они другие, они как орхидеи, которые пытаются приживить в подмосковном парнике.


Дмитрий Назаров
По окончании спектакля я никак не мог подойти к банкетному столу. Потому что Олег Иванович Янковский, с которым на тот момент я даже не был знаком, в течение двадцати минут говорил мне какие-то хорошие, добрые слова по поводу «Дяди Вани» и, в частности, о том, как неожиданно я сыграл Астрова. Вот это было самым впечатляющим, удивительным, поразительным. А вообще это был стресс — сделать такую роль всего за полтора месяца, чтобы успеть к фестивалю.


Первая киноретроспектива фестиваля связана с именем Франко Дзеффирелли. Четыре года спустя маэстро привез в Москву свою книгу «Автобиография».

Весь этот джаз
За все время существования «Черешневого леса» знаменитый джазмен Игорь Бутман не пропустил ни одного фестиваля. А шесть лет назад стараниями Бутмана в Москву приехал легендарный джазовый гитарист Джордж Бенсон, который зажег сначала вместе со своим ансамблем, а потом и с отечественными музыкантами. Тот концерт, кстати, был полностью основан на импровизации, и артисты даже не репетировали вместе — оттого-то его до сих пор вспоминают московские любители джаза.


Сергей Дрейден
Я очень благодарен фестивалю, Олегу Табакову и Адольфу Шапиро за этот опыт, хотя не сразу принял решение. В частности, потому, что очень осторожен в отношении ближних партнеров. Но сразу стало понятно, что Рената Литвинова умна и в ней нет притворства. Поскольку у Чехова речь идет о близких родственниках, я увидел колоссальную возможность пародировать Ренату. Заразиться ее пластикой. В договоре был пункт: «Черешневый лес» обеспечивает выпуск спектакля, который может и не войти в репертуар театра. Но мы играем до сих пор, и, по некоторым отзывам, игра становится все более командной.
2005 Немецкий симфонический оркестр Берлина и Владимир Ашкенази
Пианист и дирижер Владимир Ашкенази, четверть века назад эмигрировавший в Израиль, а потом в Великобританию, нечасто появлялся в родной Москве даже после того, как Советский Союз приказал долго жить. «Черешневый лес» избавил московскую публику от тоски по Ашкенази, пригласив его вместе с одним из достойнейших оркестров Европы — Немецким симфоническим оркестром Берлина, в компании с британским виолончелистом Линном Харреллом. Вечер стал событием не только в рамках фестиваля, но и всего музыкального сезона.

2006 Наш современник Леонардо
Выставка изобретений XV века потрясла ГУМ. Около 80 объектов, реализованных проектов Леонардо да Винчи, выглядели гостями из иной реальности, где прошлое перемешано с будущим. То, что когда-то казалось чистой фантастикой, вроде прототипов велосипеда и похожего на черепаху танка, давно реализовано и используется — полностью или частично, но на выставке «Наш современник Леонардо. Механизмы. Машины. Эскизы» фантастические механизмы и понятные конструкции (землеройные машины, печатные машины) смотрелись как ожившие динозавры.

2007 Резо Габриадзе «Локомотив»
В 2007 году «Черешневый лес» помог осуществить мечту самому Резо Габриадзе: он поставил спектакль о любви двух локомотивов. В мире его театра марионеток все живые и любящие. И если когда-то птичка Боря готов был пожертвовать жизнью ради любимой им Вивьен Ли на экране летнего кинотеатра («Осень моей весны»), а муравьиха голосом Лии Ахеджаковой произнесла самый проникновенный плач о войне, то и среди паровозов легко обнаруживаются свои Ромео и Джульетта.


Резо Габриадзе В Москве прошло больше половины моей жизни, я здесь много работал. И идея этого спектакля родилась и обсуждалась с моими друзьями — организаторами «Черешневого леса» — в Москве всякий раз в кафе за чашкой чая или кофе. Я с детства, как, наверное, и все, любил локомотивы, собирал их и рисовал, а когда-то написал о них рассказ — «Эрмон и Рамона», который стал основой спектакля. Для меня этот спектакль — попытка воссоздать утерянную возвышенность, которую сегодня называют пафосом и отторгают. В театре марионеток я решаю задачи для драматического театра. И очень благодарен драматическим актерам, озвучившим локомотивы и прочих персонажей спектакля, — Андрею Толубееву, Алексею Петренко, Сергею Гармашу и Алисе Фрейндлих. Светлая память Кириллу Юрьевичу Лаврову, закончившему эту работу за две недели до кончины.


Выставка Амедео Модильяни
«Встречи с Модильяни» — первая ретроспектива известного художника в России. Тщательно собранная по множеству знаменитых музеев и уважаемых частных собраний, она стала подарком к юбилею директора музея, где каждую весну принимают любителей черешни, — Ирины Антоновой. Невероятными трудами было добыто тридцать картин, столько же рисунков и единственная скульптура. Многочисленные длинношеи и редкие лежащие обнаженные на время компенсировали полное отсутствие произведений художника в отечественных собраниях.


«Болеро» Брониславы Нижинской
Сестра знаменитого танцовщика и не менее чем он знаменитый хореограф сочинила для Иды Рубинштейн суровую историю о пляшущей на столе в кабачке испанке. «Балет в стиле Гойи» — такую задачу она ставила перед собой и эту задачу выполнила. В антрепризе Рубинштейн не хватало танцовщиков, и роли испанских мачо исполняли девушки с наклеенными усами; три четверти века спустя одна из этих девушек, Нина Юшкевич, восстановила уникальный балет в Окленде; фонд Андриса Лиепы перенес его в Россию, заняв корду «Кремлевского балета» и сотворив копродукцию с фестивалем «Черешневый лес». И выяснилось, что из Илзе Лиепы получается отличная, грозная и величественная байлаора.

«Полвека итальянской моды»
На этой выставке в «Петровском пассаже» была собрана не просто продукция разнообразных итальянских марок (многие из которых представлены в магазинах Bosco), не просто костюмы знаменитых итальянских кутюрье. Все экспонаты были с историей. Пижама, в которой щеголяла Клаудиа Кардинале в «Розовой пантере», балетки Одри Хепберн от Сальваторе Феррагамо, атласное платье от Эмилио Федерико Шуберта, сшитое для Джины Лоллобриджиды, черно-красный шедевр Ренато Балестро «Кармен», посвященный Марии Каллас, и смокинг от Бриони, в котором Пирс Броснан сыграл своего последнего Бонда в фильме «Умри, но не сейчас». Самая пикантная история была связана с сутаной от Сорелле Фонтана. Увидев ее на актрисе Эве Гарднер, Феллини захотел нарядить в такую же Аниту Экберг в «Сладкой жизни». Но пышные формы шведки никак не помещались в платье. Пришлось заказывать дубликат размером побольше.

2008 «Конек-Горбунок»
«Черешневый лес» сделал еще один рискованный шаг. «Конек-Горбунок» — первый оригинальный бродвейского масштаба мюзикл, поставленный в России, причем для детей. Однако разухабистая сказочка о царях и дураках, придуманная режиссером Евгением Писаревым, драматургами братьями Пресняковыми на музыку группы «Несчастный случай», стала любимым развлечением не только детей, но и их родителей. Это первый утренник, который начали заказывать на вечерние новогодние корпоративы.


Евгений Писарев
Такого большого проекта, как эта детская сказка, в моей жизни не было. Такое количество народу на сцене, танцев, песен. И дебют всей той машинерии, которая была установлена еще во времена Ефремова. Я приступил к работе за год — это же ведь оригинальный продукт, не адаптация какого-то мюзикла. А накануне премьеры, когда выяснилось, что непригодна декорация, фестиваль оперативно протянул руку помощи. Что потребовало от Куснировича не только финансовых вложений, но и мужества — непросто было перенести премьеру и заставить всех VIP-персон прийти в другой день. «Черешневый лес» пошел на это, еще не зная, что за продукт получился. А в результате «Конек» стал, наверное, самым урожайным на награды проектом фестиваля.


«Любовный напиток» Доницетти в исполнении Михайловского театра
Одна из самых популярных опер бельканто появилась в Москве в тот момент, когда публика жаждала не режиссерских изысков, а просто красивого пения. В главной мужской роли красовался один из лучших итальянских лирических теноров Франческо Мели, за дирижерским пультом стоял Даниэле Рустиони, придавший партитуре естественную красоту и прозрачность звучания. Бисировавший знаменитый романс Неморино Франческо Мели живо напомнил об одной из аутентичных традиций итальянского театра дважды слушать понравившуюся арию.

14 мая 2010
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Как сложно быть культурным

Как сложно быть культурным

Идеолог и лицо фестиваля «Черешневый лес» рассказал, зачем каждый год в Москве высаживают черешневые деревья.
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация