Оперуполномоченные
На фестивале «Черешневый лес» развлечение — опера на киноэкране.
Уже несколько лет американские оперные театры, начиная с ньюйоркской Metropolitan Opera, последовательно представляют свои лучшие спектакли в киноформате, причем обставляют это весьма завлекательным способом: спектакли транслируются в прямом эфире, в антрактах и перед началом представления камеры заглядывают в закулисье, ведущие эфира устраивают импровизированные интервью с исполнителями главных партий и техническим персоналом, а любой среднестатистический любитель музыки из заштатного городка где-нибудь в Айове или Огайо может блаженно взирать на все это, пожевывая попкорн и запивая его колой.

Нам пока до такого далеко, но все же инициатива «Черешневого леса» — это уже уверенный шаг в светлое прогрессивное будущее: пока не доросли до высоких технологий и прямого эфира с другого континента, можем попривыкнуть к самой идее оперы в кинотеатре. И спектакли, запланированные для показа, выбраны безошибочно: никаких модернистских наворотов из немецких театров, лишь старые добрые костюмные постановки из милого сердцу миланского La Scala. Чтобы сделать совсем приятно, все четыре оперы будут транслироваться с субтитрами на русском языке — ведь если герой со всего маху пыряет героиню ножом в живот, несведущий зритель должен понимать: почему, с какой целью и заслуженно ли.

«Кармен» Бизе
18 мая

Никогда не бывавший в Испании, но сумевший воспеть ее национальный колорит, француз Жорж Бизе сумел обставить всех итальянских коллег, сотворив самую популярную оперу в мире — даже абсолютный новичок в оперном жанре испытывает детскую радость узнавания примерно каждые пятнадцать минут, заслышав с детства знакомый мотив. В пышной костюмной постановке La Scala нашлось место и замызганным севильским площадям в натуральную величину, и знойным цыганским пляскам, и сумрачным горным пейзажам — в общем, это «Кармен», какой мы ее знаем и любим. Состав исполнителей во главе со знойной — в точном соответствии с образом — Анитой Рачвелишвили особенно украшают двое мужчин — соперников в борьбе за сердце героини: романтичный баварец Йонас Кауфманн, лучший исполнитель партии Хозе на сегодняшний день, и темпераментный уругваец Эрвин Шротт, которому сам бог велел сыграть Эскамильо. Еще один прекрасный мужчина — израильский маэстро Даниэль Баренбойм — трудится за дирижерским пультом.

«Путешествие в Реймс» Россини
25 мая

Опера главного итальянского весельчака славится своим невообразимо глупым сюжетом: восемнадцать героев, собирающихся на коронацию французского монарха, застревают в гостинице, наряжаются, обмениваются любезностями и распевают гимны в честь Карла Х. Впрочем, «Путешествие в Реймс» любят не за хитрую фабулу, а за то, что эта опера дает возможность собрать на одной сцене рекордное количество певцов-виртуозов, для каждого из которых найдется превосходная партия. Ироничная, с изрядной долей театральной эксцентрики, постановка Луки Ронкони в середине 80-х годов собрала плеяду лучших россиниевских певцов того времени. Для капитального возобновления в 2009 году также был создан сильнейший ансамбль звезд сегодняшнего дня. Многие из них — Патриция Чьофи, Анник Массис, Даниэла Барчеллона, Бруно Пратико, Дмитрий Корчак — знакомы по своим единичным приездам в Москву с сольными концертами; увидеть же их вместе — ни с чем не сравнимое удовольствие.

«Мария Стюарт» Доницетти
7 июня

Великий мастер бельканто Гаэтано Доницетти вольно трактовал историю соперничества двух королев: Марии Шотландской и Елизаветы Английской. Это в реальной жизни они никогда не встречались, а вот в опере встретились, успели не поделить красавца графа Лестера, наговорить друг другу гадостей и, не придя к компромиссу, разойтись (одна — домой, другая — на плаху). Вполне логично, что со дня своей премьеры «Мария Стюарт» воспринималась как поединок двух примадонн — не на жизнь, а на смерть. В спектакле изобретательного режиссера-дизайнера Пьера Луиджи Пицци примадонны наличествуют: это Мариэлла Девиа и Анна Катерина Антоначчи, обе прекрасные и в актерском, и в вокальном отношении. Так что зрителю предстоит определиться в своих предпочтениях — Доницетти наделил каждую героиню прекраснейшими музыкальными характеристиками.

«Аида» Верди
15 июня

Трудно представить La Scala без постановок Франко Дзеффирелли, и поэтому финальным аккордом станет его несколько перегруженная декором, но от этого не менее прекрасная «Аида», где героям трогательно нанесен один и тот же неровный загар. Именно на этом спектакле произошел скандал скандалов, когда вздорная миланская публика обшикала Роберто Аланью (Радамес), а он недолго думая ушел за кулисы. Допевать пришлось дублеру, выскочившемуна сцену в чем был — в майке и джинсах посреди псевдоегипетского золоченого великолепия. Но это произошло уже после того, как был заснят спектакль — здесь Аланья тут как тут вместе с роскошными партнершами (литовское сопрано Виолетта Урмана и венгерское меццо Ильдико Комлози), страсти кипят, а оркестр под управлением чародея Риккардо Шайи обволакивает голоса певцов своей тембровой роскошью.

Спецпроект

Загружается, подождите ...