Хаус нашего времени | Главное | Time Out
Главное

Хаус нашего времени

Нина Иванова   28 апреля 2010
3 мин
Хаус нашего времени
Доктора Хауса объявили одним из самых популярных героев поколения 2000-х и разобрали на составляющие по Сартру и Ницше.

Сразу оговорюсь: я не поклонница «Доктора Хауса». Не потому, что мне фильм не нравится, а потому, что у меня нет времени его смотреть. Я видела серии три от силы, и они, наверное, были неплохи, судя по тому, что рука не потянулась к пульту. Но речь не о массовой истерии вокруг чуть-чуть демонической фигуры ехидного доктора и гениального диагноста, а о той добавочной стоимости, которую он привнес в этот мир.

Ведь, по сути, что такое телевизионный сериал, транслируемый в прайм-тайм, — это популярный продукт. А популярность — это всегда набор клише. Это разлученные Ромео и Джульетта, это любовный треугольник, это доктор с добрыми глазами и сильными руками, который помогает пациентам не только делом, но и словом. И Хаус сразу из этой парадигмы выпадает — он злой, ехидный, регулярно нарушающий врачебную этику профессионал, который при этом сам страдает от постоянной боли в ноге и вынужден глушить ее викодином. То есть еще и наркоман.

И вот ровно так, как телевизионный образ Хауса выбивается из привычного публике ряда добрых докторов, так же из ряда вон выходящим оказалось его влияние на умы поклонников, о чем свидетельствуют недавно переведенные на русский язык книга Пола Челлена «Доктор Хаус, которого создал Хью Лори» и сборник статей «Хаус и философия: Все врут!».

Первое издание, хотя и безупречно по исполнению, вполне ожидаемо. Это подробнейший путеводитель по «Доктору Хаусу», в котором герой показан через своего исполнителя — актера Хью Лори. А потому вначале приведена довольно подробная, вдумчивая биография Лори, перечислены его основные работы в кино, в нужных местах даны нужные цитаты из интервью. Все это для того, чтобы потом перейти к основной части — детальному аналитическому пересказу каждой серии, включая акценты на интересных моментах и ляпах, которые допустили сценарист, режиссер или актеры. И так про каждую серию первых трех сезонов. Гигантский труд и упоительное чтение для настоящих фанатов сериала.

Но если первая книга — для тех, кто смотрит «Хауса» запоем, то вторая способна запустить другой механизм — привлечь к экрану новых зрителей. Сборник эссе разных философов «Хаус и философия: Все врут!», который представляет собой попытку описать фигуру доктора Хауса через имеющиеся философские системы, ценен сам по себе. Авторы анализируют отношение Хауса к жизни и находят его позицию близкой к идеям Бертрана Рассела, для которого самодостаточен процесс поиска истины, а вовсе не его конечный результат. Или пересечения с философией Аристотеля, для которого важна была «жизнь по разуму». Или с Сартром, который считал, что формирование личности происходит под влиянием столкновения с окружающим миром. Или близость к Сверхчеловеку Ницше. И так далее. Только прочтя эту книгу как самостоятельное произведение, я захотела больше узнать о докторе Хаусе. Уже качаю первый сезон.

*** Пол Челлен «Доктор Хаус, которого создал Хью Лори» «Фантом Пресс»

**** «Хаус и философия: Все врут!» «Юнайтед пресс»