Cимфония Шостаковича | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Cимфония Шостаковича

Михаил Фихтенгольц   28 апреля 2010
1 мин
Cимфония Шостаковича
В канун Дня Победы два раза исполняется «Ленинградская» симфония Шостаковича.

Симфония Дмитрия Шостаковича под номером семь, вошедшая в историю под названием «Ленинградская», — обязательное блюдо всех мероприятий, связанных с Днем Победы. Собственно, трудно однозначно сказать, что в большей степени завораживает слушательскую аудиторию — музыка симфонии, одной из самых длинных в творчестве Шостаковича (хронометраж — 80 минут), или история ее создания. Композитор начал писать ее в 1941 году в блокадном Ленинграде и закончил в Куйбышеве, где симфония была впервые исполнена 5 марта 1942 года. Через полгода она прозвучала и в Ленинграде: к тому времени в оркестре Радиокомитета многие музыканты умерли от голода, их заменили на присланных с фронта; в зале по случаю премьеры включили все освещение, концерт транслировался по радио, и его, среди прочего, слушали и немецкие войска. Еще до окончания войны «Ленинградская» симфония успела стать мировым хитом — трудно назвать какого-либо значимого дирижера, который не обратился бы к этой партитуре хотя бы однажды; восьмидесяти минутам музыки Шостаковича посвящены тома исследований, в которых самый знаменитый эпизод — нашествия из первой части — интерпретируется либо буквально, либо как неумолимое движение сталинской машины репрессий.

В канун 65-летия Победы симфонический хит нам будет предложен дважды. Сначала — Марком Горенштейном, главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра, грозой московских оркестрантов, который в свойственной ему авторитарной манере доведет звучание вверенного ему коллектива до парадного блеска. Затем — Валерием Гергиевым, от которого можно ждать всего что угодно — «Ленинградская» симфония входит в круг сочинений, которые дирижер может провести без единой репетиции, если надо — едва сойдя с трапа самолета. Это будет крайне непредсказуемое, но именно от этого очень живое и непосредственное исполнение. И в который раз можно заново пережить эпизод нашествия — когда музыка возбуждает почти иррациональный страх, несмотря на то, что ты знаешь всю партитуру наперед.