Русский народ любит деньги, с неба упавшие
Режиссер впервые в жизни отважился поставить Островского и выпускает в Театре им. А. С. Пушкина не самую популярную в последние годы драму «Бешеные деньги».
Каковы последствия влияния денег на человека в пьесе и в нынешней нашей жизни?

Самое страшное — то, что сейчас охота за деньгами становится темой жизни. Деньги способны сделать из людей уродов, убийц, или наоборот — могут сделать счастливыми, влюбленными. В пьесе героиня объявляет во всеуслышание: «Пока я вас не люблю. Но заслужите мою любовь!» Так говорит большинство женщин сегодняшнего дня.

Что нужно, чтобы деньги были не бешеные?

Персонаж пьесы Телятьев говорит, что бешеные деньги — это деньги, не нами заработанные. А умные деньги надо заработать самому. Но русский народ любит бешеные деньги — с неба упавшие, сворованные, одолженные и не отданные. Эта территория уже много веков живет именно так.

Главные роли в спектакле исполнят скорее медийные персонажи — Иван Ургант и Николай Фоменко.

У Фоменко в репертуаре театра уже четвертая работа. Так что он как бы уже давно «свой». И я рад, что он при своей занятости (он теперь всерьез осваивает автомобильную промышленность) только с нами согласился еще на одно театральное хулиганство.

Вам при выборе кандидатуры на роль Василькова был важен имидж Урганта как ведущего «Прожекторперисхилтон»?

Нет! Герой пьесы Васильков — человек с другой планеты. Новый тип нового человека. И Ваня Ургант как раз представляет собой новое поколение. Кстати, в театре Ваня почти не работал. Хотя имеет актерское образование.

И у обоих есть вкус к клоунаде…

Мне нужны клоунские люди для этого спектакля. Потому что я решаю Островского довольно резкими, клоунскими средствами.

То есть без полутонов?

Когда начинаешь разбирать пьесу, оказывается, что у Островского столько полутонов! Кроме того, «Бешеные деньги» — московская пьеса про разные сословия. В ней чаще других звучит реплика «но из бюджета я не выйду». Ничего себе — в середине XIX века мыслить такими категориями! И вообще все вертится вокруг современных аллюзий. Но я взялся за эту пьесу не потому, что «утром в газете, вечером — в куплете». Я никогда не ставил Островского. И считаю его высшей математикой. Русской комедией дель арте. Он нашел российские типажи и навечно припечатал. Они и сегодня по улицам ходят. Кажется, возьми готовые маски да покривляйся! Ан нет. Кривляться не получится. Потому что он накажет очень быстро. Там отношения между людьми довольно тонкие.

Но смешно-то будет?

Я люблю смешное. Но, надеюсь, там будет не только это. Там, кстати, все будут петь. И соло, и хором. Есть и оригинальная музыка Евгения Борца. И песни Алексея Хвостенко.