Веселые картинки | Арт | Time Out

Веселые картинки

  5 февраля 2007
3 мин
Веселые картинки
Художник и шоумен Андрей Бартенев организовал выставку гламурной иллюстрации «Люби кутюр», чтобы спасти глянцевые журналы от консерватизма, а современное искусство — от скуки.

"Посмотрите, все русские глянцевые журналы превратились в многотомник одного иллюстратора, — заявляет художник Андрей Бартенев, сверкая глазами из-под маски дьявола. — Откройте любое издание: везде одно и то же. Московские журналы не хотят быть модными, как нью-йоркские, лондонские или парижские, и вообще не хотят быть прогрессивными.Они хотят быть максимально консервативными".

Мнению пионера клубного перформанса и известного шоумена Бартенева в вопросах отечественного гламура можно доверять. Несколько лет назад ему действительно удалось превратить российские глянцевые издания в свой многотомник — почти все наши журналы, от "ОМа" до L'Officiel, печатали его броские работы, выполненные в технике фотоколлажа.

Сейчас с глянцем Андрей больше не работает, он сосредоточился на перформансах для светских вечеринок,на которые ему самому иногда приходится наряжаться, например, дьяволом. И с недавних пор занят куда более глобальной миссией — вытаскивает глянцевые журналы из кризиса и растит новое поколение рисовальщиков. Последняя инициатива Бартенева — выставка иллюстраторов блестящей жизни "Люби кутюр",которая открывается 7 февраля вМосковском музее современного искусства Зураба Церетели. "Люби кутюр" представит публике новый зал музея на Тверской улице, где раньше располагалась личная мастерская его директора, — на открытие Зураб Константинович прибудет лично.

Выставку "Люби кутюр" Бартенев называет вторым этапом одного проекта.Ей предшествовал выпущенный прошлым летом в издательстве WAM толстый альбом "Velikolepno!", который собрал работы 140 российских иллюстраторов, работающих в гламурном стиле. Для выставки круг художников был расширен — новые таланты искали среди друзей уже напечатавшихся и в базах данных редакторов глянцевых журналов, но и этим не ограничились. "Мы решили дополнить и развить гламурный жанр прыжками в другие сферы,- объясняет Бартенев.- Позвали граффитистов, несколько фэшн-дизайнеров и персонажей, которые пропагандируют панк-культуру, чтобы увидеть, как они чувствуют современную иллюстрацию и чем могут ее обогатить".Всего на "Люби кутюр" будет выставлено около 350 работ, среди которых рисунки и известных деятелей современного искусства (Илья Пиганов и Ростан Тавасиев), и иллюстраторов, печатавшихся почти во всех журналах (Людмила Константинова иКонстантин Гайдай),и художников, которых Бартенев называет открытиями 30-х годов, как,например,рисующего в стиле американской анимации Эдика Катыхина.

Шоу гламурной иллюстрации, на открытии которого обещают выступления видеохудожников, диджеев и группы "Аквааэробика", — не только выставка, призванная показать эволюцию журнальной иллюстрации в 2000-е и открыть новые возможности рисунка. Бартенев называет ее биржей иллюстраторов, которая позволит трудоустроить молодые таланты. Экспозиция организована как телефонная книга: авторы выставлены по алфавиту, а их контакты находятся в свободном доступе — они выписаны прямо на этикетках под работами.

Со временем художник-шоумен планируетпревратить выставку в ежегодный фестиваль или биеннале иллюстраторов.Если это произойдет, биржа иллюстраторов, которая в следующем году опять пройдет в Московском музее современного искусства, дополнится пятью-шестью персональными выставками самых интересных художников из разных стран. "Если мы начнем делать персональные выставки лучших иллюстраторов, ситуация выправится, — объясняет Бартенев свой метод борьбы с вирусом консерватизма, поразившим редакции глянцевых журналов. — Нашим иллюстраторам всего-то по 20-25 лет, аони работают на уровне лондонских и нью-йоркских изданий. Их пока просто не замечают.Но с такими-то талантами можно ломать и перестраивать российское современное искусство. И тогда оно наконец-то оторвется от соц-арта и придет к европейскому casual — такому хорошенькому и с юморком. Еще чуть-чуть, и мы все начнем точно так же рисовать ишутить, как шутят дизайнер Филипп Старк и другие монстры массовых продаж".