Дни культуры Приморского края

О мероприятии

Приморский академический краевой драматический театр им. Горького показывает спектакли на сцене МХТ им. Чехова.

Сейчас, когда приезд в Москву спектакля с массивными декорациями и полноценным составом актеров из отдаленного уголка России требует затрат не меньше, чем концерт какой-нибудь западной поп-звезды, крупные гастроли провинциального театра кажутся почти чудом.

Но чудо произошло: Приморский академический краевой драматический театр им. Горького везет из Владивостока в Москву пять спектаклей. В театральном багаже 10 двадцатитонных контейнеров с декорациями, реквизитом и костюмами. Их сопровождает гастрольная команда из ста человек: актеры, оркестр, технический персонал и студенты Дальневосточной академии искусств, занятые в спектаклях.

Такие гастроли для театра — вещь неподъемная, но администрация Приморского края с помощью спонсоров решила сделать подарок театру, который в нынешнем году завершает юбилейный, 75-й сезон, поэтому гастрольный тур (сначала приморцы отправятся в Москву, а потом в Санкт-Петербург) проходит в рамках Дней приморской культуры. В его афише собраны спектакли разных лет, чтобы московская публика поняла, что происходило в театре в разные годы. «Укрощение строптивой» Шекспира в постановке некогда популярного в Москве режиссера Валерия Саркисова оттеняет работы худрука театра Ефима Звеняцкого: «Биндюжник и король» по мотивам Бабеля, «С любимыми не расставайтесь» Володина и две пьесы Григория Горина — «Шут Балакирев» и «Поминальная молитва».

Поставивший их Звеняцкий не собирался конкурировать с Марком Захаровым и его «Ленкомом». Акценты в пьесах Горина расставлены абсолютно по-другому. Это связано с тем, что к театру в провинции относятся совершенно иначе, чем в Москве. Самые интересные спектакли у нас — экспериментальные. Их создатели пытаются конкурировать с кино, современным изобразительным искусством, клубной жизнью. В провинции по-прежнему верят, что театр может воспитать зрителей или сделать их чуть лучше. И поэтому даже в самых веселых спектаклях (здесь обычно могут рассмешить зрителей до слез и с удовольствием делают это) нет и тени постмодернистской иронии. В результате Горин превратился в писателя с большой буквы, летописца истории России и нравов разных эпох. В «Поминальной молитве», которая стала визитной карточкой приморцев, немало бытовых зарисовок, с этнографической точностью воссоздающих «местечковую жизнь». Самым ударным моментом спектакля становится многолюдная сцена еврейской свадьбы. А главный герой «Шута Балакирева» вовсе не шут, а царь Петр, с трудом удерживающий в узде непокорную, дикую Россию.

Театр режиссера Ефима Звеняцкого — актерский прежде всего. Однако фирменными признаками его постановок стали и яркая зрелищность, и эмоциональная открытость, и соединение драматического действия с музыкой, пением, танцами и пластикой. И непременные параллели с сегодняшним днем. Иначе нельзя — ведь театр должен оставаться самым популярным из всех искусств.