Фестиваль Фото Иллюзион

О мероприятии

Фотокино от отечественных художников канонов не имеет. От автора к автору меняется стиль и манера изображения.

Фотофильм — кино, смонтированное из статичных кадров-фотографий — это жанр, который существует уже несколько десятилетий. Первый пик его популярности приходится на 1960-е — время экспериментов "новой волны". Именно тогда была создана "Взлетная полоса" Криса Маркера, картина, до сих пор культовая ("12 обезьян" Терри Гиллиама — это ее ремейк). Маркер удачно выбрал формат и ловко вместил в получасовое черно-белое слайд-шоу сюжет, сгодившийся бы и для целого романа. Именно эта картина узаконила фотофильм как явление, которое приобрело самостоятельный, независимый от "большого кино" статус.

Во что фотофильм превратился сейчас — одним словом не определишь. Канонов нет, от автора к автору стиль и манера меняется. Московский фотограф Серж Головач в фильме "Витебск. Фотоистория" использует снимки панорамной камеры Hasselblad XPan, чередуя "глянцевые" постановочные портреты с жанровыми зарисовками. Общее повествование о Витебске иронично балансирует у него между "модностью" и непритязательной обыденностью. Художники из Краснодара — Алена Суховеева и Виктор Хмель, известные сложными концептуальными фотопроектами — легко импровизируют в фильме "Добро пожаловать, спасибо, до свиданья". Это смешная зарисовка безумной жизни отдыхающих, настоящая ода вырвавшимся на солнечный простор сдобным телам.

В фильмах Александра Медведева, доводящего любительский фотоархив до уровня полноценного художественного проекта, фото анимируется, смешивается с рисунком и графикой. Историк Николай Изволов создает "музейные" проекты. Находит в архивах уцелевшие фрагменты фильмов, уничтоженных временем или цензурой. Фотокино в этом случае — единственно возможный способ рассказать, какой могла бы быть утерянная картина. Фотограф и видеохудожник Юрий Эйлик известен своими психоделическими импровизациями с различными музыкальными и шумовыми коллективами. Его "Духи города" — это слайд-фильм о странных сущностях, спрятавшихся в окружающей нас городской среде. А Николай Шувал-Сергеев, по образованию физик, уже несколько лет работает с фотографией в технике pinhole (www.pinhole.ru). Он снимает на простейшие безлинзовые камеры — пустые консервные банки, в которые вставлена фотопленка. Вместо объектива — крошечная булавочная дырка. Полученные так кадры превращаются в короткие фильмы где, кажется, двигаются и дышат не только герои, но и сама ткань изображения.