Что смотреть на еврейском кинофестивале?

О мероприятии

Time Out выбрал пять главных фильмов в необъятной программе киносмотра, который продлится до 21 июня.

«Ближе к Луне» 

Румынское кино у зрителей ассоциируется в основном с успехами мастеров проблемного авторского фильма: Пуйю, Порумбойю и Мунджиу. Тем полезнее обнаружить, что интересные высказывания даются местным режиссерам и на жанровой территории — более того, в случае «Ближе к Луне» Нае Каранфила, даже и на английском, с международно известными актерами вроде Марка Стронга и Веры Фармиги. В центре сюжета, разворачивающегося в коммунистическом Бухаресте 1950-х, — ограбление банка, осуществленного бывшими бойцами еврейского Сопротивления. Четверка грабителей здесь на собственной шкуре ощутит врожденный антисемитизм не только фашистского, но и сменившего его другого тоталитарного режима.

21 июня, 19:00, «Октябрь»

 

«Мечтатели» 

Фильм австрийской кинематографистки Бекерманн основан на любовной переписке – и истории одного из самых трагичных романов ХХ века, над которым от знакомства героев до их смертей довлела тень Холокоста. Герои «Мечтателей» — еврейский поэт Пауль Целан, чьи родители погибли в концлагере, и писательница Ингеборг Бахман, чей папа воевал в гитлеровском вермахте. Грехи и жертвы отцов не отпускали пару до последнего (оба не дожили даже до 40) — и сумрачную историю их отношений Бекерманн снимает уместно авангардным образом, запирая на весь фильм играющих Целана и Бахман актеров в одной декорации и не давая прерваться их составленному из строчек переписки диалогу.

21 июня, 19:00, «Октябрь»

 

«Друзья из Франции»

Редкий, как ни крути, случай — снятый зарубежными режиссерами фильм о России (более того — Советском Союзе), который обходится и без откровенной клюквы, и без прямой демонизации. Котларски и Вейл рассказывают здесь историю двоюродных брата и сестры, молодых и идеалистичных французских евреев, которые приезжают в Одессу 1982-го под видом туристов, чтобы помочь местным соотечественникам-отказникам выбраться из-за железного занавеса. Получился бы сильный политический триллер, если бы «Друзья из Франции» во второй половине вдруг не пускались в мутную притчу о запретной любви кузенов.

19 июня, 15:00, «Октябрь»

 

«Феникс» 

Один из главных немецких режиссеров современности, окончательно отбросивший микрореалистичный стиль Берлинской школы, Петцольд в своем последнем на сегодня фильме разбирает травму Холокоста через травму физиологическую — и выжимает из этой предпосылки ужас почти сюрреалистичный, напоминающий о классическом фильме Жоржа Франжу «Глаза без лица». Сюжет строится вокруг попыток женщины, пережившей концлагерь и пластическую операцию на изуродованном лице, найти в Берлине 1946-го сдавшего ее Гестапо мужа, а сам фильм держится на работе актрисы и любимицы Петцольда Нины Хосс.

16 июня, 19:30, «ГУМ Кинозал»
19 июня, 17:00, «Октябрь»

 

«Посещая Брундибар» 

Игровая часть программы еврейского фестиваля включает оскароносного «Сына Саула» и несколько фильмов, уже проходивших по другим российским киносмотрам, — в лишних рекомендациях они не нуждаются. Но вот секция документальная, где хватает картин вдумчивых и актуальных, внимания заслуживает не меньшего. В первую очередь это касается тонкой и духоподъемной ленты Дугласа Вольшпергера, которая рассказывает о подростковой театральной труппе, взявшейся за спектакль о Холокосте — в отсутствие какой-либо реальной эмоциональной связи с этой трагедией.

19 июня, 17:00, Центр документального кино

До 21 июня, «Октябрь», «ГУМ Кинозал», Центр документального кино, Еврейский музей и центр толерантности.