Фестиваль датского кино Danish Wave

О мероприятии

Номинант на «Оскар» и криминальный триптих, хиппи-коммуна и жертвы генетики – в гиде Time Out по фестивалю нового датского кино.

«Коммуна» (Kollektivet), режиссер Томас Винтерберг

Томас Винтерберг в представлениях не нуждается – соучастник фон Триера по «Догме-95», автор одного из важнейших фильмов 1990-х «Торжество», провокатор, подрывающий основы сложившихся жанров и классических тем. Вот и в своей новой «Коммуне» режиссер с привычной игривостью выворачивает наизнанку канон благодушного ретро. Фасад «Коммуны» кажется оптимистичным — 1970-е, свободная любовь и сквот-идеализм, — пока не начинает идти трещинами.
20 апреля, 19:30 (ЦДК), 21 апреля, 19:30, 20:00 («Формула кино» на Лубянке)

 

«Война» (Krigen), режиссер Тобиас Линдхольм

Линдхольм – ближайший соратник Винтерберга, выступавший соавтором сценариев той же «Коммуны», а также «Охоты» и «Субмарины», и он во многом разделяет моральный релятивизм и идейную неоднозначность старшего товарища. При этом Линдхольм-режиссер еще и как мало кто в Европе умеет выстраивать почти голливудский по выверенности саспенс: например, его «Заложники» на раз обходят в увлекательности снятого на ту же тему «Капитана Филлипса» Гринграсса. «Война», новый фильм Линдхольма, так же ловко скрещивает жанровые удовольствия и ураганный батальный экшен с многослойностью идей и тем. Нет ничего удивительного, что Американская академия номинировала его на «Оскар».
24 апреля, 17:00 (ЦДК)

 

«Идеалист» (Idealisten), режиссер Кристина Розендаль

Вряд ли есть киноманы, которые бы не скучали по брутальным, честным, бескомпромиссным детективам с гражданской позицией – на таких сделали карьеры Сидни Люмет и Сидни Поллак. Немного утолить жажду крепкого, смело берущегося за проблемные темы кино поможет «Идеалист» – фильм-расследование, основанный на реальных событиях и заставляющий леденеть кровь в жилах. В центре сюжета оказывается крушение американского бомбардировщика с ядерными боеголовками на борту – с последствиями, растягивающимися на три десятилетия, и сокрушительными для любых идеалистов разоблачениями.
23 апреля, 15:00 (ЦДК)

 

«Ключ, дом, зеркало» (Nøgle hus spejl), режиссер Михаэль Ноэр

Ключ, дом и зеркало – предметы, на узнавание которых проверяют пребывающих на грани маразма стариков, невинные и жуткие одновременно символы подступающего умирания сознания. Режиссер Ноэр стал известным благодаря жестким мужским драмам «Заключенный R» и «Северо-запад», а здесь неожиданно пробует себя в роли автора романтического кино – со скидкой на то, что влюбленные обретаются в доме престарелых. Получается идеальная духоподъемная рифма к недавней британской ленте «45 лет».
22 апреля, 19:00 (ЦДК)

 

«Моя земля» (Under sandet), режиссер Мартин Зандвлиет

Не только отечественное кино с завидным упрямством продолжает осмыслять травму Второй мировой. Другое дело, что датские режиссеры могут работать с этой темой, не опасаясь обвинений в фальсификации официальной версии истории. Мартин Зандвлиет, один из самых заметных датских режиссеров 2010-х, рассуждает в «Моей земле» о персональной ответственности за государственные грехи – освобожденные от оккупации датчане в его фильме отправляют на разминирование побережья партию немецких военнопленных. Те, впрочем, при ближайшем рассмотрении оказывается школьниками, призванными на фронт уже в 1945-м и не успевшими не только повоевать, но и повзрослеть.
25 апреля, 19:00 (ЦДК)

 

«Мужики и куры» (Mænd & høns), режиссер Андерс Томас Йенсен

Пожалуй, самое бесстыжее зрительское удовольствие Danish Wave-2016 способна предоставить комедия одного из самых востребованных датских сценаристов Андерса Томаса Йенсена. Шутка ли – местные звезды уровня Мадса Миккельсена, Николая Ли Кааса и Давида Денсика с нескрываемым удовольствием играют здесь живых жертв генетических экспериментов, сельское быдло, встречающее собственного создателя заячьими губами, кривыми мордами и пустыми головами.
26 апреля, 19:30, 27 апреля, 20:00 («Формула кино» на Лубянке)

 

«Мистериум» (Mysterium), режиссеры Миккель Нергор и Ганс Петтер Моланд

Скандинавия в целом в 2010-х стала самым производительным регионом по части детективной беллетристики. Данию этот тренд, конечно, тоже не обошел стороной, причем не только в литературе, но и на экране (надо ли напоминать про шедевральные сериалы «Мост» и «Убийство»?). На Danish Wave покажут целиком трилогию по бестселлерам Юсси Адлера-Ольсена о приключениях гениального бунтаря-следователя Карла Мерка (Николай Ли Каас). Это более чем достойный датский ответ шведской «Девушке с татуировкой дракона»: эффектные персонажи, жесткие криминальные откровения, суровый социальный пессимизм, круто сваренная интрига – все на месте.
«Мистериум. Начало», 22 апреля, 21:30 («Формула кино» на Лубянке)
«Мистериум. Охотники на фазанов», 23 апреля, 21:00 («Формула кино» на Лубянке)
«Мистериум. Тьма в бутылке», 24 апреля, 21:00 («Формула кино» на Лубянке)

С 20 по 27 апреля в Центре документального кино и «Формуле кино» на Лубянке

20 апреля 2016, 
Денис Рузаев