«Золотая маска»: Новая пьеса

О мероприятии

Внеконкурсная программа. Спектакли российских и зарубежных театров по текстам современных драматургов.

Главный национальный театральный фестиваль вот уже несколько лет ставит себе плюсы: добавляет к основному конкурсу разные проекты и программы под общим названием «Маска плюс», по мнению организаторов отражающие основные тенденции развития отечественного театра. Если раньше нам достижения мирового театра ставили только в пример, привозя постановки-легенды, то с этого года запускается новый проект «Контекст. Актуальные зарубежные спектакли». Его программа по идее должна показать взаимовлияние и взаимопроникновение российского и мирового сценического языка.

В основном в нее были включены балетные спектакли, показанные в феврале, но на финал припасли свежую премьеру Константина Богомолова в Национальном театре Польши (Варшава) по роману Владимира Сорокина «Лед». В отличии от других классиков, которых режиссер обычно изрядно переписывает, современнику Богомолов отдает главную роль. Актеры, сидя или лежа на стильных кушетках, со спокойным достоинством транслируют сорокинский текст в зал.

Весна же по традиции начинается с мини-феста «Новая пьеса», на котором 5 по 13 марта покажут десять спектаклей из семи стран. Кроме наших результаты поисков нового слова предъявят театры из Латвии, США, Узбекистана, Литвы, Украины и Финляндии.

Из известных названий только одно «Анна Каренина». Режиссер Борис Павлович, который в нынешнем сезоне приглашен работать в БДТ им. Г.А. Товстоногова (Санкт-Петербург), разложил ответственность за измену Анны в тексте Клима по роману Толстого на трех актрис. Получилось почти концертное исполнение прозы, где соло разных Анн переплетается с комментариями мужского хора.

Остальные участники программы предпочли остросоциальные темы. Янис Балодис, например, за основу своего моноспектакля взял реальный «План Национального развития на 2014–2020 гг.». А режиссер Евгений Ланцов — повесть Максима Осипова о поединке местного начальника и учителя («Русский и литература»).

Владимир Панков и его «SounDrama» вместе с артистами ташкентского театра «Ильхом» выбрали пьесу Юрия Клавдиева о разборках ментов с бомжами и наркоманами «Дождь за стеной». Американка Николь Контолефа обратилась к пьесе Александры Чичкановой, ученицы Николая Коляды, покончившей с собой два года назад, «Я это я» о проблемах самоидентификации в сегодняшнем обществе. Литовка Ругиле Барзджюкайте поставила «оперу для 10 кассирш, звуков супермаркета и фортепиано» на либретто Вайвы Грайните «Хорошего дня!», где бесконечные перечисления чужих покупок чередуются с бесконечными же историями из жизни кассирш современного магазина.

Спектакль «Кома» невольно стал ответом на недавнюю трагедию. Режиссер Андрей Май поставил немецкую пьесу Георга Штаудахера и Фолькера Шмидта о школьнике, решившем покончить сначала с одноклассниками, а потом и с самим собой, не предполагая, конечно, насколько злободневно она прозвучит сегодня в Москве. Но на то она и «новая пьеса», чтобы отражать нашу новую жизнь.

Полное расписание фестиваля здесь

Елена Груева

Иллюстрация: сцена из спектакля «Анна Каренина» (Хабаровский ТЮЗ). Фото Натальи Ивацик