Фестиваль "Независимая среда: итоги"

О мероприятии

В клубе "PodМосковье" подведут итоги годовой деятельности московской независимой сцены.

Пару лет назад объединение AVANT собрало под своим крылом несколько новых молодых групп и громогласно заявило: «Это — наше инди!„ Дальше пояснили, что „инди“ — это от слова independent, то есть „независимый“. Все согласились, некоторое время радостно повизжали по этому поводу — и с легким сердцем оставили музыкантов вариться в своем котле. В этом году всю инди-кухню перенесли на Бауманскую — там, на территории проекта „Fабrиkа“, avant’гардисты играют то в маленьком клубе Blow Up, то в куда более вместительном „Актовом зале“. Кроме того, „независимые“ оккупировали среды в клубе „PodМосковье“ и проводили там „выездные“ концерты. На этой, завершающей год неделе в „Актовый зал“ решили пригласить только одну из множества групп, пригретых под своим крылом (Banana Princess), и почему-то певца Дельфина, а вот в „PodМосковье“ собрали десять лучших групп, что бывали у них по средам, в один фестиваль. “Независимая среда: итоги» — хороший повод ознакомиться с тем, что случилось с отечественной инди-музыкой за этот год. И забыть о ней до года следующего.

Теперь, когда утихли восторги по поводу того, что нишу «независимости» у нас наконец-то заняли, оказывается, что ничего в принципе не поменялось. За всеми разговорами о проектах AVANT’а как-то забыли помянуть главное: «инди» — это не то слово, от которого должны с ужасом подпрыгивать до потолка поп-продюсеры и директора радиостанций. Инди — не враг мейнстрима, а необходимый ему как воздух подпитывающий элемент; та же поп-музыка, только в стадии зародыша, в виде идеи, которую в будущем может использовать любой димабилан. Из-за всех неувязок эта схема, которая во всем цивилизованном мире давно работает как часы, у нас просто отказывается налаживаться. Ньюйоркцы The Rapture пару лет назад играли в подвалах, а сегодня их дэнс-панк гремит на весь мир, и звезды вроде r’n’b-певицы Kelis с удовольствием используют их идеи. У нас же омолаживают и освежают поп-музыку только выходцы из «Фабрики звезд», а совсем не ребята с новыми идеями из мелких клубов вроде упомянутого Blow Up.

Идеи у таких музыкантов, конечно, иногда бывают весьма дикие. Взять тех же Banana Princess, которые выступят и на фестивале в «PodМосковье»: трэшняк с вокалисткой, которая вопит тонким голосом, будто персонаж японского мультика, и запросто может повредить этим визгом зрительские мозги. Но есть и, напротив, дружелюбные по звуку музыканты — вроде Everything Is Made in China, играющие мелодичный и местами громковатый пост-рок. У них судьба сложилась удачно — сейчас записали демо на студии «Снегири». Примечателен еще коллектив Lost Weekend. Играют они то же, что рижане Tribes of the City, — вязкий, атмосферный и немного космический шугейзинг. Но латышам ближе до Европы — сейчас за право выпуска их альбома бьются несколько крупных британских лейблов, а вот Lost Weekend могут похвастаться разве что недавними гастролями по Украине.

В целом и по отдельности интересны и по-своему прекрасны все десять московских групп, что выступят на сцене «PodМосковья». Но рок «независимости» висит над ними, как клеймо дурачка порой не дает мысли гения пробиться к умам людей. Итоги инди-года выходят двойственными. С одной стороны, интересная независимая музыка у нас явно есть. Но вместе с тем люди, не вовлеченные в повизгивающую тусовку своих, ходят на инди-концерты как в кунсткамеру, чтобы подивиться на странных музыкантов — и странных людей, которые это слушают.