Фестиваль «Территория»

О мероприятии

Фестиваль, который с 2006 года проводит компания новаторов разных видов искусств — Евгений Миронов, Роман Должанский, Теодор Курентзис, Кирилл Серебренников, Андрей Ураев, Чулпан Хаматова и Василий Церетели — задумывался как школа для выпускников творческих вузов, дающая уроки свободы мышления, смелости пересечения жанровых границ, поиска нового синтеза. Задавать каждый год определенную тему этих уроков не планировалось. В этом сезоне она сложилась сама собой. Видимо, сегодня художников во всех концах света вопрос «зависит ли что-нибудь от меня в этом мире?» беспокоит особенно остро.

Британский хореограф Акрам Хан попытался проникнуть в сознание композитора Игоря Стравинского, чья музыка взорвала традицию классического балета. Поводом для сочинения спектакля «iTMOi» («in The Mind Of Igor», ср 1, чт 2 октября, 20.00, Театр Наций) стал столетний юбилей «Весны священной», который отмечался в прошлом году. Хан предпочел не интерпретировать в очередной раз знаменитый балет, а попробовать представить образы, которые его вдохновили, исследовать грань между танцем и ритуалом, которую так смело преодолел композитор. Для этого режиссеру понадобилась оригинальная музыка, специально написанная композиторами Беном Фростом, Нитином Соуни и Джослином Пуком, под которую он смешал традиции плясок дервишей, индийского танца «катхак», испанского фламенко и японского «буто».

Эстонский режиссер Март Кангро увидел уникальность каждого человека, отклонение от общепринятой нормы, в его многообразии: «Человек меня интересует весь, как он есть, со всеми его признаками, его друзьями, музыкой, которую он слушает, чем он дышит и чем живет». Вместе с костромским дуэтом «Диалог Данс», московской рок-группой «J. Hellboy» и видеохудожником Анной Каравановой он создал проект «Моя аномалия» (чт 2, пт 3 октября, 20.00, Малая сцена Театра Наций), соединяющий документальный театр с contemporary dance, живой рок-музыкой и видеоартом.

Берлинский театр «Шаубюне» покажет спектакль Томаса Остермайера по пьесе Генрика Ибсена «Враг народа» (вс 5, пн 6 октября, 20.00, Театр Наций), адаптированной к сегодняшним реалиям Флорианом Борхмейером. В нем право и правда отдельной личности прямо противопоставлены мнению большинства. Остермайер вовлекает в дискуссию зрителей самым непосредственным образом: в зал выносят микрофоны и просят высказаться всех желающих. Споры случаются и очень жаркие, и во что они выльются, никто не может предсказать заранее.

В Московском музее современного искусства с 10 по 14 октября режиссер из ЮАР Бретт Бейли представит цикл инсталляций «Exhibit B» как своеобразный «человеческий зоопарк», где среди «экспонатов» разных рас и наций появятся «российские мигранты». Эскиз специального проекта фестиваля «Прикасаемые» (пн 13 октября, 20.00, Малая сцена Театра Наций) даст возможность высказаться публично тем, кого такой возможности лишила, казалось бы, сама природа. В его основе документальные истории слепоглухих людей и те способы, которые они находят для общения с окружающим их миром. Возможно, «тайна прикосновений» откроет зрителям новые пути понимания друг друга.