Москва
Москва
Петербург
Фестиваль стран Европы

Фестиваль стран Европы

Москва увидит две работы Джорджо Стрелера - оперу "Так поступают все" и спектакль "Счастливые дни" по Беккету.

Джорджо Стрелера можно назвать одним из самых мудрых и глубоких режиссеров XX века. Он пришел в итальянский театр сразу после Второй мировой войны, и все его творчество было окрашено теми чувствами, которые она принесла с собой, — трагическим дыханием и победным ликованием.

Современники Моцарта считали шутливую оперу «Так поступают все„ произведением даже слишком легковесным — двое итальянских офицеров переодеваются друг в друга и устраивают своим невестам проверку на верность. Однако спустя столетия Стрелер сумел верно оценить сочинение венского классика: “Я уверен, — говорил режиссер, — что гении, подобные Моцарту, оставляют в своих произведениях огромный заряд энергии и счастья, который сквозь века передается людям». И не только оценить, но и представить: постоянный соавтор режиссера, художник Эцио Фриджерио, повторил в сценографии их излюбленный пространственный образ — пустая сцена с дощатым полом светлого дерева, два белых архитектурных портала, обрамляющих ее с двух сторон, полоска моря и прекрасное итальянское голубое небо на заднике. Чашечка кофе, две женские туфельки — и мир приобретает совсем иные очертания. Стрелер и его сценограф сумели создать из нескольких изысканных деталей целый мир — просто устроенный, но при этом необыкновенно красивый.

В своей интерпретации Моцарта Стрелер проделал удивительную вещь — соединил игровую естественность драматического театра с утонченным вокальным мастерством, достигнув невероятной для оперной сцены органичности жеста, чувства, взгляда и их музыкального воплощения. Простейшая история либреттиста Да Понте, не теряя своей простоты, обрела в этой постановке лукавую, веселую мудрость. Мы смотрим на хорошеньких барышень, точно сошедших с полотен Тьеполо, — живые и настоящие, они способны любить, сострадать и изменять одновременно. И этот объем преподнесен с таким совершенным изяществом, что вовсе не кажется сложным; в этом изяществе, собственно, и заключается классичность Моцарта и наследующего ему Джорджо Стрелера.

Эстафету у оперы на сцене Малого примет один из самых известных стрелеровских драматических спектаклей — «Счастливые дни». У Беккета главная героиня Винни рассказывает историю своей жизни, показывает зрителю хронику умирания. У Стрелера женственная и головокружительно талантливая Джулия Лаццарини, неподвижно сидящая на сцене, сильными и дерзкими руками превращает свой рассказ в настоящий эзотерический ритуал изгнания дьявола — и кажется, что смерть отступает перед ней, что героиня отвоевывает свою душу у смерти.

Стрелер в своих работах не допускает постмодернистского жонглирования фальшивыми знаками, не пользуется обманками, не терпит игры вполсилы. В постановках режиссера четко отразилась его концепция художественного театра для всех, который кроме изысканности и красоты должен быть полон юмора, а также чувства полноты жизни и психологической тонкости. И, возможно, именно полное соответствие этой концепции и делает его спектакли едва ли не самыми сильными и знаковыми в театральном наследии XX века.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация