Дирижируют Владимир и Дмитрий Юровские

О мероприятии

В Москве с разницей в сутки выступают двое братьев-дирижеров. Соблазн сравнить их достижения будет велик.
«Кто дирижирует?» — «Юровский» — «Какой именно?» — «Младший» — «Самый младший?» — «То есть Дима?» — «Да, он». Примерно такой уточняющий диалог происходит каждый раз, когда в разговоре музыкантов или любителей музыки фигурирует фамилия Юровский. На самом деле их трое, и московские старожилы очень хорошо помнят Юровского-старшего — Михаила, который многие годы работал в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко и на заре перестройки уехал на ПМЖ в Германию. Спустя лет десять после его исчезновения появились слухи о Юровском-младшем — чрезвычайно многообещающем молодом дирижере Владимире Юровском, сыне Михаила, который с одинаковым успехом показал себя и как симфонический, и как оперный дирижер в Германии и Великобритании. Владимир Юровский материализовался в столице в качестве главного приглашенного дирижера Российского национального оркестра и мгновенно приобрел свой круг поклонников. Но на этом история не закончилась, так как буквально пару лет назад западный ветер донес весть о появлении еще одного Юровского — Дмитрия, брата Владимира, самого младшего представителя династии, который тоже успешно начал дирижерскую карьеру и, в частности, принимал участие в гастролях Большого театра в Мадриде и Лондоне в 2010 году, а еще год спустя принял на себя бразды правления столичным оркестром «Русская филармония». И вот сейчас впервые двое братьев пересекаются в Москве, дирижируя статусными концертами в двух крупных концертных залах.

Владимир Юровский дебютирует в Концертном зале им. П. И. Чайковского с камерным оркестром Musica Viva; его брат впервые выходит в своем новом статусе с «Русской филармонией» в Доме музыки. Соблазн сравнить их достижения будет велик, но делать этого, наверное, не стоит — они слишком разные: по возрасту, по темпераменту, вкусам и воззрениям, да и внешне тоже весьма контрастируют между собой. Владимир — человек интеллектуальных, даже изощренны по московским меркам вкусов, он предпочитает традиционным шлягерам репертуарные раритеты. Его дебютная программа с Musica Viva — тому подтверждение: здесь есть Третий Бранденбургский концерт Баха, но вокруг — Виолончельный концерт и Четвертая симфония мало знакомого нам Артура Онеггера, а также обработанный Антоном Веберном баховский Ричеркар из «Музыкального приношения». Дмитрий — приверженец здорового консерватизма: он, в силу своей молодости, дирижирует много хрестоматийной классики и приучает к ней «Русскую филармонию» — в их программе популярные нения Дебюсси («Послеполуденный отдых фавна»), Равеля («Вальс»), Рахманинова («Рапсодия на тему Паганини») и Стравинского (сюита из балета «Жар-птица»). Надо полагать, что это первое, но далеко не последнее совпадение братьев во времени и пространстве — Дмитрий будет регулярно появляться в Москве для концертов со своим оркестром, у Владимира на подходе новая постановка «Руслана и Людмилы» Глинки в Большом. По логике вещей, в столице должен появиться и Михаил Юровский — старший представитель династии. И, по слухам, его следует ожидать уже грядущей зимой.