Сумерки
Time Out

О книге

Автор романа "Метро 2033" Дмитрий Глуховский написал апокалиптический криптотриллер.

Московский переводчик Дмитрий жил скучной холостяцкой жизнью, пока как-то раз не получил странный заказ. Ему передали старинный манускрипт, в котором речь шла о походе небольшого отряда конкистадоров под командованием испанского дворянина Луиса Каса-дель-Лагарто в глубь полуострова Юкатан. На дворе середина XVI века, южная часть Мексики еще не покорена, и с самого начала солдат преследуют неудачи. Половина отряда исчезла во время одной из стоянок, потом на испанцев напали какие-то особенно дикие и свирепые индейцы, а выжившие слегли от какой-то непонятной хвори. Среди солдат начинается брожение: кто-то пустил слух, что цель экспедиции — найти священные книги индейцев майя, включая самую главную, где рассказано про все, что будет, и указан точный день конца света. Текст приходит Дмитрию по кусочкам: сперва одна глава, потом другая, и чем больше он погружается в текст, тем больше эта древняя история затягивает его. А в это время в городе происходит пара зверских ритуальных убийств, под окнами у Дмитрия воет что-то очень страшное, по всему миру ураганы и катастрофы, а одно из землетрясений докатывается и до Москвы. Похоже, конец света ближе, чем мы думаем.

С апокалипсисом Дмитрий Глуховский на короткой ноге, вот уже вторую книгу он описывает ужасы разрушенной Москвы. Писателя прославил роман «Метро 2033», в котором уцелевшие после ядерного Армагеддона москвичи и гости столицы выживают в туннелях подземки. Та книга была по духу очень близка раннему творчеству братьев Стругацких, романам вроде «Парень из преисподней» или «Обитаемый остров». Теперь же Глуховский делает недвусмысленные реверансы в сторону Умберто Эко.

Вторая книга всегда важна для писателя, как второй альбом для музыканта, — останется ли человек в памяти героем одного хита или покажет в себе задатки марафонца. Глуховский и справился, и не справился. С одной стороны, он доказал, что может писать совершенно иначе, чем в «Метро 2033», что он не хочет ограничиваться фантастикой. С другой стороны, «Сумерки» — роман гораздо более тяжелый, здесь меньше драйва, больше саспенса, меньше драк, больше рассуждений, а вместо знакомого всем метро — мало кому известные индейцы майя. В эту книгу надо вчитываться, но преодолевшие первые пятьдесят страниц быстро погрузятся в мир кошмаров конкистадора Каса-дель-Лагарто и ужасов переводчика Дмитрия. Пугает Глуховский так же страшно, как и в «Метро 2033», книгу лучше читать днем, не то будут мерещиться кровожадные индейцы и хищные ягуары. Вот только окажется ли по зубам аудитории «Популярной литературы», которая привыкла кушать легко перевариваемые книги Юденич и Багирова, новый роман Глуховского?