Борис Турецкий
Time Out

О событии

700 произведений одного из первых, самых последовательных формалистов и новаторов поколения 1960-х.

Бориса Турецкого (1928—1997), одного из первых, самых последовательных формалистов и новаторов в поколении 1960-х, редко показывают так — не отдельными большими работами, а сотнями исчерканных маленьких листочков. Вниманием — как принято у нас, посмертным — художник не обделен: показывали уже и ретроспективу, и отдельные серии.

Теперь зритель может увидеть то, что часто оставалось за пределами выставок: огромный массив работ (700 произведений!), фигуративных, абстрактных, заполненных примитивными чертежиками и изысканными композициями. Свидетельства постоянного упорного поиска, где пробовались все без исключения варианты и не отвергалась ни одна из возможностей, открывавшихся при многократном повторении сюжета.

Хранящиеся в музее и позаимствованные из семейного архива работы — отнюдь не свидетельства проб и ошибок — все, что казалось неудачным, в свое время было уничтожено автором. Турецкий оказался, по сути, первопроходцем — без опоры на забытый опыт авангарда начала ХХ века, практически изолированный от западных современников, он исследовал возможности линии, штриха, пятен, реже — цветовые сочетания. При жизни художник раскладывал из своих работ бесконечный пасьянс, каждый раз приводивший к новому выводу.