Власть тьмы
Time Out

О спектакле

Режиссер Юрий Соломин поставил на сцене Малого театра знаменитую драму Льва Толстого, основанную на реальных событиях.

Основанная на реальном случае, рассказанном графу Толстому прокурором, пьеса «Власть тьмы» сродни триллеру — баба Анисья отравляет старика-мужа и выходит замуж за молодого работника Никиту. Но он изменяет жене с ее падчерицей Акулиной и приживает ребенка, которого тут же умертвляет. В роковой роли подстрекательницы выступает мать Никиты Матрена. А тот в финале кается перед народом. Тьма и ужас, по мнению Толстого, властвуют в русской крестьянской душе.

От всего этого кошмара режиссер Юрий Соломин оставил только пронизывающий холод. Семейная драма разыгрывается в сквозном дубовом каркасе дома с огромными окнами. В финале его посыпает красивый снег. На заднике светится церковь, как постоянное напоминание о страхе перед Богом. Обитатели этой промозглой хоромины не злы, а по-человечески несчастны. Анисья (Инна Иванова) — нервная, из угла в угол мечущаяся, нежеланная женщина, оттого и страдающая. Акулина (Екатерина Базарова) — задыхающаяся при разговоре, полоумная, с оттопыренными ушами, которые под шелковый платок прячет, а фигуру парчовым платьем прикрывает. Матрена, смачно сыгранная Ириной Муравьевой, — лихая проныра, потеряв сына, будет тихо рыдать в конце пьесы, по-крестьянски закрыв лицо платком.

Однако, несмотря на достоверную игру актеров, не пропадает ощущение деланной наивности спектакля. Криминальные сцены разбавлены народными песнями и плясками в исполнении ансамбля «Русичи». Излишний мелодраматизм делает постановку приторной, а «тьму» какой-то аккуратненькой и этнографически нарядной. Хотя режиссура Юрия Соломина старательна и добротна, складывается впечатление, что спектакль скроен по старым, немодным выкройкам.