Тристан и Изольда
Time Out
Автор
Рихард Вагнер
Режиссер/Постановщик
Никола Рааб

О спектакле

Одна из самых масштабных опер на «малой сцене» в постановке молодого немецкого режиссера.
Парадоксально, но факт: за одно из самых масштабных произведений в истории оперы берется не Большой театр и даже не вполне соразмерный ему Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, а одна из «малых сцен» Москвы — всегда обладавшая, впрочем, амбициями первооткрывателя и не боящаяся экспериментов. Более четырех часов музыки, знаменитый «Тристан-аккорд», открывающий оперу и ставший символом постромантической эпохи (одному этому аккорду струнных посвящали книги немецкие музыковеды), пламенеющая страсть между двумя героями из старинных преданий — эти и другие обстоятельства делают оперу Вагнера сколь манящей для всех постановщиков мира, столь и трудноподъемной.

Слишком длинный шлейф легенд связан с этим названием — имена певцов, блиставших в главных партиях, имена великих постановщиков, каждый из которых видел в вагнеровском опусе абсолютно свой сюжет, наконец, имена дирижеров — не обладая тончайшим знанием о симфоническом оркестре, умением лепить протяженную форму, чтобы провести публику сквозь бесконечные, многочасовые красоты, даже бессмысленно задумываться о «Тристане».

Долгие десятилетия к этой опере боялись даже подступаться — пока в начале 2000-х свой пронзительный и очень своеобразный спектакль в Мариинском театре не выпустил Дмитрий Черняков, а продирижировал им с присущей ему энергией Валерий Гергиев. Тогда Москва, как говорится, восхищенья не снесла и к обедне умерла. Сейчас в столице появляется шанс для реванша — пусть и в более камерных масштабах. «Тристан» — последний проект предыдущего директора «Новой Оперы» Сергея Лысенко, не баловавшего публику премьерами за последние пять лет, но тут решившего «обставить» конкурирующие театры; сменивший Лысенко прошлой осенью Дмитрий Сибирцев мудро решил не отказываться от столь грандиозного проекта, что правильно — каким бы ни был конечный результат, дерзнуть стоило.

Впрочем, имена постановщиков внушают оптимизм: ставить оперу будет молодой немецкий режиссер Никола Рааб; в ее активе пока что постановки в небольших театрах Германии, Швейцарии Австрии, но за последние пару лет ее имя замелькало на крупных сценах — в их числе Финская Национальная опера, Брегенцский фестиваль и Опера Лос-Анджелеса. Дирижировать «Тристаном» будет Ян Латам-Кениг — главный дирижер «Новой Оперы» славится как раз своими интерпретациями австро-немецкого романтического репертуара и несколько лет назад выпустил очень достойного «Лоэнгрина» — первую вагнеровскую «пробу пера» для труппы. Даже за несколько дней до премьеры театр не сообщает имена в премьерном составе, но без приглашенных солистов из Европы в любом случае не обойдется (на главные роли приглашены опытные вагнерианцы — тенор Майкл Баба и сопрано Клаудиа Итен), хотя вполне возможно, что штатные силы театра составят им достойную конкуренцию — в труппе есть голоса, которым по силам вагнеровские «туманные громады». Начнется спектакль на час раньше обычного — чтобы публика не выходила из театра глубоко за полночь.