Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Горе от ума

Актеры: Владислав Ветров, Сергей Гармаш, Дарья Белоусова, Иван Стебунов, Елена Плаксина
Автор: Александр Грибоедов
Режиссер/Постановщик: Римас Туминас
Римас Туминас топором порубал грибоедовскую комедию в куски: спектакль рассыпается, как неаккуратно сложенная на сцене поленница.

А ведь как все хорошо начиналось. Парочка — Софья и Молчалин — вышла поутру из спальни совершенно друг другом удовлетворенная. Тут и папаша Фамусов ввалился в тулупе нараспашку. Он хоть и буйный, хоть и, выхватив книжку из дочкиных рук, топором ее в клочья изрубил со смаком, но сразу видно — душа его тоже нараспашку. Заботливо задрал дочке юбку, ощупал, на месте ли девственность, любя надавал тумаков Молчалину, приласкал, как щенка, Петрушку, поискал у него блох, нашел, раздавил и успокоился — все своим чередом.

Да тут еще одна блоха прискакала — Чацкий. Иван Стебунов играет его заносчивым балованным юнцом, явившимся в дом, где когда-то счастливо рос. Софью ему подай, нравы измени, а главное, речами его восхищайся. Чуть что, сразу на табуреточку скок и ну говорить… Частит монологами, половину слов не разобрать. А Фамусов Сергея Гармаша все терпит. Дождался блудного сына. Обижен, конечно, что тот из дома убегал, три года не писал, но рад ему искренне. Уму-разуму учит, от тихони карьериста Скалозуба заслоняет, как бы мальчишка не сболтнул лишнего. Заботится. Однако на этом уютная семейная история обрывается. И начинается неторопливый калейдоскоп картинок с выставки «Нравы медвежьего угла».

У высоченной печи, похожей, по замыслу художника Адомаса Яцовскиса, на колокольню Ивана Великого, огибая в беспорядке наваленную поленницу, являются разные типы и, задрав подолы, жмутся задницами к печке: истеричные барышни, одутловатые старухи, насупленные, укутанные господа — и почти весь этот народ безмолвствует. Им дела нет ни до Фамусова, ни до Чацкого. Пришли, понюхали и ушли. Успели, правда, тупо удивиться неожиданно пролетевшему мимо печи-колокольни легкому самолетику. И тут становится очевидно, что в спектакле история фамусовского дома — дело десятое. Главное — показать панораму заскорузлой Москвы, так сказать, вид сверху. То есть с того самого самолетика Матиаса Руста.

Оттуда, свысока, совершенно не важно, кто кого любит-не-любит, кто кому отец, сват, брат. Режиссер Римас Туминас и не собирается сводить концы истории, развязывать наметившиеся было узелки. Все эти людишки мелки. Впрочем, некоторые из них весьма отменно сыграны. Душа-человек Фамусов — Гармаш. Безразлично-насмешливый (про себя) Молчалин — Владимир Ветров, — чувствующий себя хозяином в доме, особенно в женских спальнях. Тишайший полнотелый Скалозуб — Александр Берда, — кокетливо задирающий крылатку, чтобы медалькой похвастать. Бессловесный Петрушка — Евгений Павлов, — наспех принимающий любой вид, какой угоден хозяину, от собачки до памятника героям-партизанам.

Однако все они существуют на сцене как-то уж совсем отдельно. Покажут свой фокус и уступят место следующему выступающему. Спектакль рассыпается, как неаккуратно сложенная на сцене поленница, о которую то и дело спотыкаются и герои, и зрители.

3 декабря 2007,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация