Москва
Москва
Петербург

Российский национальный оркестр п/р М. Плетнева

Михаил Плетнев посвящает новую программу фрагментам из оперных произведений Вагнера, обходясь при этом без певцов.

Последние несколько лет Москве было трудно пожаловаться на нехватку произведений Вагнера в своем музыкальном рационе — всю громадную тетралогию «Кольцо нибелунга» и «Тристана и Изольду» сюда привозили Мариинка с Валерием Гергиевым, по-европейски качественной постановкой «Летучего голландца» порадовал Большой театр. Однако в своем привычном оперном формате Вагнер остается лакомством для просвещенных — посади нормального человека в кресло оперного театра на четыре с половиной часа, которые идет «Тристан», и на третьем часу беспрерывного любовного томления героев он медленно начнет сходить с ума. Может быть, именно по этой причине сочинения Вагнера стали необыкновенно популярны в более облегченном концертно-симфоническом формате — из партитуры с легкостью изымаются вокальные голоса (благо они многократно дублированы инструментами), из самих опер выбираются лучшие фрагменты, и блюдо, что называется, готово к употреблению широким кругом слушателей.

Сам Вагнер был бы страшно огорчен, если бы узнал, что будучи оперным композитором внес самый большой вклад в историю… симфонической музыки. Вокалистам в его произведениях приходится нелегко, в то время как оркестр переливается разнообразием всех своих тембровых красок. Блестящие фанфары в хрестоматийном «Полете валькирий», звуки девяти (!) наковален в сцене ковки меча в «Кольце нибелунга», изображающие небесное сияние скрипки в «Лоэнгрине» — за все это Рихарда Первого, как в шутку называют Вагнера студенты Консерватории (Рихардом Вторым был Штраус), любят больше, чем за бесконечные монологи его героев, вынужденных перекрикивать оркестр и интонировать со сцены путаные, написанные самим композитором тексты на старомодном немецком. Поэтому Михаил Плетнев, впервые обращающийся к Вагнеру за время работы с Российским национальным оркестром, решил обойтись без вокалистов.

За отведенные ему два часа дирижер успеет пробежаться по основным вехам в карьере самого амбициозного и самого смелого автора XIX столетия. Тональность задаст увертюра к ранней опере «Риенци» — первому произведению, где можно опознать фирменные черты вагнеровского стиля. Фрагменты из «Тангейзера» и «Нюрнбергских мейстерзингеров» уведут в атмосферу немецкого Средневековья, не аскетически-мрачного, как принято думать, а светлого, наполненного ликованием и тонкой поэзией. После чего настанет черед вступления и Смерти Изольды из «Тристана» — музыки, которая с наибольшей силой воплотила вагнеровскую idee fixe — экстаза любви в смерти. Все второе отделение отдано «Кольцу нибелунга» — из всех четырех опер будет сыграно по одному эпизоду, причем Плетнев выбрал далеко не самые известные фрагменты. «Вход богов в Валгаллу» из «Золота Рейна» — триумфальное шествие, сменяемое сакральной сценой заклинания огня из «Валькирии» и поэтическим «Шумом леса» из «Зигфрида». Закончится же все, как и полагается у романтиков, плохо — финальной сценой из «Гибели богов», где громоподобный конец света тем не менее озарен сияющими мажорными красками.

19 ноября 2007,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация