Дорога на Аннапурну

О книге

В своей книге-странствии "Дорога на Аннапурну" Марина Москвина сумела описать свой собственный Непал без восторженности и снобизма.

С формальной точки зрения перед нами подробный дневник путешествия в Непал, предпринятого в 2000 году детской писательницей Мариной Москвиной и ее мужем, художником Леонидом Тишковым, ставшим иллюстратором книги. Это уже не первый их подобный опыт: ранее супруги выпустили отчет о посещении индийских Гималаев ("Небесные тихоходы") и Японии ("Изголовье из травы"). Но "Дорога на Аннапурну", по существу, не путевые заметки, а настоящее "путешествие ко святым местам" - рассказ о том, как двое европейцев отправились в страну вечной мудрости, чтобы приобщиться к ее тайнам.

Со времен Германа Гессе такое "паломничество в страну Востока" сделалось одной из излюбленных тем для западных писателей и художников. В России это поветрие началось еще раньше - со времен Николая Рериха. Правда, к началу XXI века подобные сочинения, казалось, окончательно перешли в разряд духовного ширпотреба, а сами путешествия стали разновидностью светского выхода. "На Тибет дорога прямо, слева - спонсор, справа - лама", - охарактеризовал ехидный Макаревич искания некоторых своих коллег, интенсивность просветления которых росла прямо пропорционально росту их доходов.

Но к Москвиной сарказм заслуженного дайвера-кулинара явно не относится. Тибетом, Непалом и буддизмом она заинтересовалась задолго до появления сайта nepal.ru и спецпредложений от туроператоров. Заинтересовалась всерьез, но как-то по-своему, по-домашнему. В 2004-м она даже опубликовала семейную хронику "Мусорная корзина для Алмазной сутры", из которой выяснилось, что даже в сталинские времена самые обычные люди (в данном случае - родственники автора) могли стать совершенными йогинами и достичь просветления. Да и по дороге на гору Аннапурну никаких спонсоров у них с мужем не было - все, что нужно для нелегкого путешествия, они покупали сами и тащили из квартирки в Орехове-Борисове на собственном горбу.

Вообще, Марина пишет очень по-житейски. О том, как они с мужем прошляпили свой самолет и все-таки чудом улетели. Как при многодневном восхождении (настоящий подвиг для женщины, не имеющей специальной подготовки, зато имеющей взрослого сына!) у обоих расстроились желудки, которым не помогал даже добавленный в воду люголь. Как у нее началась ужасная аллергия и ноги распухли от лодыжек до бедер. Но все эти злоключения с лихвой компенсировались духоподъемной красотой Гималаев, которая наполняет автора, по ее собственному признанию, "чем-то очень простым и очень радостным".

Впрочем, эту безыскусность не стоит воспринимать буквально. Москвина - опытный писатель и умело выстраивает драматургию книги. Например, постоянно противопоставляет себя, восторженно ахающую при виде всех непальских красот и чудес, и практичного, приземленного Леонида - тот боится за сохранность своих новеньких сандалий и даже в храмы заходить отказывается, потому что там надо оставлять обувь у входа. Но и сам Тишков не так прост - он все-таки художник. По дороге он устраивает ряд художественных акций с участием тряпочного человечка Никодима, которые тщательно фиксирует на фотопленке.

Но все-таки главное в книге - не горные перформансы и медитации, а простые слова о простых вещах: "На столе горели свечи. Стаи бабочек летели на огонь из космической мглы. Свою свечку мы с Леней задули, чтоб никто не обжег крылья. Поэтому бабочки просто летали вокруг нас и садились нам на руки и на лица".