Москва
Москва
Петербург

Это не еда.../Ceci n'est pas nourriture

Выставка про то, что в искусстве все оказывается не тем, чем кажется, особенно пища.

На этой выставке, как в известном анекдоте, где пациент психоаналитика в любом рисуночке находил интимные детали женского тела. Источник вдохновения играет здесь второстепенную роль, доминирует главная тема художника: один больше всего любит семью, другой размышляет о мироздании, третий следует обозначенным Фрейдом путем. И пусть не каждый способен, как Татьяна Либерман, увидеть в кусочке дыни эротику, а в трудящемся на кухне китайце — геополитический сюжет (как группа АЕS+F, сделавшая видео «Белый ест, желтый готовит еду»), но стремиться к этому можно.

Куратор Ольга Лопухова соорудила выставку завлекательную, как сеанс фокусника. Хотя название ее отсылает к знаменитой работе Рене Магритта, где нарисована трубка и отчетливо по-французски написано: «Это не трубка», во многих произведениях распознать изначально вдохновивший художника предмет значительно сложнее. Нужно напрячь фантазию, чтобы опознать в работах Нины Котел с оригинальным названием «Пейзаж» островки жира в бульоне из свиных костей. А в огромных пятнах цвета — вкусную и полезную пищу, приготовленную хозяйственной Аленой Кирцовой в соавторстве с фотографом Игорем Пальминым, сделавшим заодно макросъемку объектов, которые потом дружно и с аппетитом съели.

Несмотря на то что куратор специально не сосредотачивалась на выстраданном женском, тема провоцировала, и на выставке оказалось много специфически «женского» искусства, историй про старую добрую домашнюю кулинарию. Любительница повозиться на кухне Саша Митлянская приготовила «Концерт» под музыку Чайковского, где весь процесс — от зажегшейся горелки до разлившегося по скатерти вина — так ловко подогнан к мелодии, что кажется, будто композитор работал по заказу. Известная кухонными шедеврами обоего рода Маша Чуйкова на этой выставке выступает с чудесной аудиоинсталляцией «Зеленая лавка», где с характерными «рыночными» акцентами переругиваются продукты.

Разумеется, без исторических и трагических историй не обошлось: Сергей Воронцов писал портреты еды, отсутствующей в 1988—1989 годах. Народный проект — фанерную качалку с висящими в рамочке сосисками и стаканом водки — сделали Марина Белова с Алексеем Политовым. В рамках примерно той же простецкой тематики Вячеслав Мизин с Александром Шабуровым выложили абстрактные супрематические композиции из кружков колбасы и треугольничков сыра. На символическую роль хлеба напирают Игорь Макаревич с Еленой Елагиной, развивая «Русскую идею». Потому что как ни крутись, ни иронизируй, а хлеб — всему голова, и забыть об этом не поможет никакой концерт Чайковского. Тем более что нынешнего гламурного изобилия на выставке нет просто потому, что она — только о еде и ни о чем больше.

7 ноября 2007,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация