Зависть

О спектакле

Вечную тему страстей человеческих поднимает Русский ТЮЗ им. Н. Сац. На малой сцене театра пойдет спектакль Бориса Преображенского "Зависть" по драме Пушкина "Моцарт и Сальери".
Эта пушкинская драма, принадлежащая к числу высочайших достижений мирового искусства, благодаря своей глубине и лаконичности всегда оставляет ощущение неразгаданности. Неудивительно, что многим режиссерам хочется найти свое прочтение этой старой и мрачной истории. При этом пушкинская пьеса умещается всего на нескольких страничках и состоит всего из двух сцен.

Борис Преображенский переосмыслил «Моцарта и Сальери» еще одиннадцать лет тому назад. Трагедия легла в основу третьей части трилогии «Страсть. Любовь. Зависть» (в первой части актеры рассказали об истории Кармен, а вторая была собрана из новелл Мопассана). Теперь же актеры Евгений Жуманов и Дмитрий Скирта решили вспомнить былое.

«Зависть» разделена на два действия. Первое состоит из «Фауста» и порядочного количества стихотворений гения, а второе, собственно, и есть «Моцарт и Сальери». В первом действии, кстати, на сцену выйдут не только Мефистофель с Фаустом, но и Пушкин с народом (!). В ролях и там, и там Евгений Жуманов и Дмитрий Скирта. Интересно будет взглянуть на трактовку ролей этими артистами спустя десяток лет. Изменилось время, изменились они сами. Но произведения Пушкина можно играть в любом возрасте, и актеры, конечно, постараются доказать, что есть еще порох в пороховницах.

Спектакль играют, как и прежде, на малой сцене (кстати, ТЮЗ планирует в течение сезона представить еще семь камерных спектаклей). Такое решение вполне обоснованно, ведь двум актерам нелегко выходить «одним» на большую сцену. Жуманов и Скирта в смысловой ткани спектакля ничего не меняли, зато внесли некоторые корректировки в мизансцены. Постановка ожидается классической: на сцене не будет ни зажигалок, ни пушек, ни военных костюмов. Моцарт и Сальери, как и положено, облачатся в одеяния эпохи рококо.

— «Моцарт и Сальери» — это трагедия, но о чем? — рассуждает Дмитрий Скирта. — Как ни странно, но до сих пор остается нераскрытым этот творческий замысел. О чем же здесь идет речь: о соотношении гения и таланта? о природе творчества вообще? Бесспорно лишь одно: в пьесе Пушкина мы видим не историческую драму, основанную на темном биографическом эпизоде, а символическую трагедию. Пушкин воспользовался фигурами двух композиторов, чтобы воплотить в них образы, теснившиеся в его творческом сознании. Художественному анализу здесь подвергается само это таинственное, вечное. Словом, «Моцарт и Сальери» есть трагедия о дружбе, кстати, первоначально Пушкин назвал свою пьесу «Зависть.

Дмитрий Скирта и Евгений Жуманов работают вместе уже очень давно. В тандеме они лучше чувствуют зрителя. «Попадание на сто процентов» — так отзываются друг о друге актеры. Тем занимательнее должна быть для публики старая новая версия бессмертной трагедии.