Сон в шалую ночь

О спектакле

Нина Чусова помещает действие классической шекспировской пьесы (в переводе Осии Сороки) в Африку. Отсюда - соответствующие костюмы (практически их отсутствие), анилиновые краски и высокий градус эмоций на сцене. Номинант премии "Чайка".

Спектакль похож на новогоднюю елку — с мохнатыми лапами, кучей мишуры, украшений и гирлянд, которые затейливо мигают разными цветами. Двадцать минут на такую красавицу смотришь с упоением, но потом хочется отвернуться. Спектакль идет два часа без антракта.

Тем, кто в школе не читал Шекспира, напомним сюжет. Он любит ее, она любит его, но ее хотят выдать за другого. В другого влюблена третья. Влюбленные решают бежать. В это время на небесах, как на грех, поссорилась супружеская пара богов. Бог-муж решает отомстить жене и с помощью специального напитка влюбить ее в чудовище. По ходу дела любовным зельем одурманена четверка тех земных влюбленных, и клубок отношений запутывается еще больше.

В спектакле Чусовой замысел как таковой отсутствует. Есть решение. Дело происходит в Африке. Все негры. Художник Виктор Платонов придумал вселенную для туземцев: пальма, огромная луна на заднике, гигантский месяц, подвешенный к колосникам, на котором живет богиня Титания, и многочисленные разноцветные гирлянды-лианы. Художник по костюмам Евгения Панфилова одела артистов-туземцев полуафрикански-полуиндийски, смешав в нарядах листья и побрякушки, артистов-богов — по-египетски, в золоченые парчовые халаты, а эльфов — в классические крылышки и подгузники. Самые смешные моменты спектакля — когда негритянские ангелы порхают над сценой. Самые прекрасные — в которых Титания (Виктория Исакова) раздевается. Самое зажигательное происходит в финале — клоуны исполняют рэп под музыку «Пан-квартета» Владимира Панкова.

Когда темпераментная женщина хочет поставить красивый спектакль про страсть, она увлекается до неприличия. В спектакле Чусовой все виснут друг на друге, ползают, ерзают, вздыхают и стонут, будучи не в силах справиться с желанием. Плоть управляет первобытным миром, в который поселила шекспировских греков режиссер. Они даже ходят, ведомые причинным местом. Пластичней и эротичней всех извивается Гермия (Александра Урсуляк). Маленькая, вся в косичках, она наскакивает на своего возлюбленного Лисандра (Сергей Ланбамин), изнемогает и рычит от вожделения. Когда благодаря силе любовного зелья Лисандр уходит к Елене, Гермия готова выцарапать сопернице глаза.

Сама Чусова определяет жанр спектакля как «свадьбу». С большой натяжкой, но можно говорить о «Сне в шалую ночь» как об обрядовом действе. По крайней мере ритуальные танцы под там-тамы артисты исполняют в полуэкстатическом состоянии. Спектакль очень понравится молодым парам. Площадной юмор, открытая, но не переходящая разумных пределов чувственность и при этом радующие глаз праздничные краски костюмов и сценографии — все, что нужно для простого зрительского счастья. Да и разве можно хотеть от новогодней елки чего-то большего, чем запах леса и мерцание огоньков? Елка — она и в Африке елка.