Москва
Москва
Петербург

Оперные шедевры

В один вечер Михаил Плетнев дирижирует сразу двумя операми Сергея Рахманинова - в главных партиях Сергей Лейферкус.

О том, что у Рахманинова целых три оперы, знает не всякий музыкант — все привыкли вариться в уютном и хорошо освоенном пространстве из его фортепианных концертов, этюдов-картин, нескольких популярных романсов и, под Пасху, знаменитой «Всенощной». Между тем в свое время Сергей Васильевич считался надеждой и опорой отечественной оперной школы. Его дебютное произведение, одноактная опера «Алеко», делило вечер с «Иолантой» Чайковского, два последующих опуса — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» — были поставлены в Большом, где в течение нескольких сезонов Рахманинов занимал должность главного дирижера. Ему первому пришла в голову светлая мысль повернуться спиной к публике, чтобы лучше координировать оркестр и певцов.

Однако с течением времени рахманиновские оперы перекочевали в архивы. Если их и возобновляли, то либо с просветительскими целями, либо для оптимизации учебного процесса. «Алеко» ставят в качестве дипломной работы во всех российских консерваториях, но никогда для того, чтобы вернуть автора в первый ряд оперных классиков. Михаил Плетнев любит восстанавливать историческую справедливость: в рамках одного вечера представляет две из трех опер Рахманинова — «Алеко» и «Франческу».

Первая из них — по поэме Пушкина «Цыгане» — о жгучих любовных перипетиях в кочующем цыганском таборе, вторая — по эпизоду из «Божественной комедии» Данте — о запретной любви итальянской аристократки к своему деверю (брату мужа). Обе заканчиваются плачевно: на две оперы приходятся четыре трупа и в обеих в центре повествования никем не любимый главный герой, который мучается одиночеством, ревностью, подозрениями и отчаянием.

Для воплощения образов пушкинского Алеко и дантова Ланчотто Малатесты был приглашен лучший на сегодняшний день интерпретатор этих партий — петербургский баритон Сергей Лейферкус, певец с не свойственными русской вокальной школе тонкостью и аристократизмом. Обе партии Лейферкус, ныне живущий в Оксфорде, пел по всему миру, записал на диски, но, кажется, никогда не брался за них в один вечер. Что, несомненно, дает ему возможность не только спеть хорошую музыку, но и блеснуть актерским мастерством. Предметом его безнадежной страсти в одном случае будет Вероника Джиоева (цыганка Земфира), в другом — Наталья Боброва, обе — обладательницы звучных красивых голосов, находящиеся в начале своей карьеры.

Соперников, как и полагается, сыграют два тенора — одессит Константин Андреев, чье имя чаще мелькает на афишах западноевропейских, нежели отечественных театров, и москвич Алексей Долгов, которого тоже потихоньку начинают соблазнять крупными ангажементами в Америке и Европе. Над всеми будет царить Плетнев, умеющий добиваться от Российского национального оркестра звуков дивной красоты. Можно только потирать руки в предвкушении этого удовольствия — музыка Рахманинова, как никакая другая, дает повод поговорить о красоте.

С. Рахманинов.
Оперные шедевры. Оперы в концертном исполнении. С. Лейферкус, В. Джиоева, Н. Боброва, К. Андреев, А. Долгов, М. Казаков. Камерный хор Московской консерватории. Российский национальный оркестр. Дирижер — М. Плетнев.

1 октября 2007,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация