Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Золотой теленок, или Возвращение в Одессу

Чемодан с деньгами чуть не испортил светлый образ Бендера, которого величали в театре "Эрмитаж".

Невероятно, но факт. Вот этот вот улыбчивый гуманист и утешитель с вечно влюбленным взором — Остап Бендер. А вот тот вот эстетствующий и гурманствующий аристократ — Паниковский. Знаменитой «Антилопе» достался экипаж из мечтателей-бессребреников, поклоняющихся вольной морской стихии. Лепота, да и только. Ой, не только… Еще и скукота.

Зрителям почти четыре часа повествуют в картинках житие святого Остапа. Авторам спектакля «Золотой теленок, или Возвращение в Одессу» — Валерию Семеновскому, обработавшему текст Ильфа и Петрова, и режиссеру Михаилу Левитину — удалось то, что не вышло у бодрой и мускулистой в 30-е годы советской власти: перековать Бендера. На сцене театра «Эрмитаж» он уже не Великий комбинатор, так как ничего не комбинирует, а только элегически грезит то об Одессе, то о Зосе, то о Рио-де-Жанейро. Он даже не сын турецкоподданного. Признается, что родился в бедной еврейской семье и учился на медные деньги. Что остается хорошему актеру Арсению Ковальскому делать, когда в спектакле его герою делать нечего? Только улыбаться.

«Антилопа Гну» тоже никуда не едет. Стоит, бедняга, уткнувшись носом в мелководный бассейн — якобы в море. Зато бесконечно снуют по выстроенным на сцене лесам обитатели Вороньей Слободки, служащие «Геркулеса» и прочие обыватели, для пущей отвратности наряженные в надувные телеса. Раздутыми задами и животами они трутся и толкаются, протискиваясь по узким мосткам и лесенкам, и даже имитируют сексуальные игры. При всем при этом они без удержу гомонят и жестикулируют. Актерам приходится изрядно попотеть. Однако их постоянный форсаж донельзя зануден. Зрителям втолковывают: не только всякая деятельность, но и всякое движение — грех. Хорошо лишь взгляд в морскую даль устремлять и мечтать о блаженстве.

Главным же источником зла, естественно, объявляются деньги. По воле создателей спектакля всю их губительную силу испытал на себе и сам Остап. Доставшийся по необъяснимой причине этому блаженному чемодан с деньгами сразу же начинает разлагать его чистую душу. Ему уже трудно расстаться с купюрами. Приходится заставлять себя поделиться хотя бы малой их толикой с Балагановым и Козлевичем. Но Бендеру хватило сил задавить в себе гадину алчности. Светлым взором окинув прилегающий водоем, он роскошным жестом бросает миллион вместе с чемоданом «в море».

Единственной реакцией публики на славный подвиг стала безуспешная попытка увернуться от брызг. Рукоплескать подобной прекраснодушной пошлости зрители и не подумали. Ради подборки избитых истин, которые авторы спектакля постарались выдать за вечные, из замечательного романа были вытравлены и легкость дыхания, и свобода мысли, и отменный юмор. А уж во что превратился образ Одессы! Так и хочется выдохнуть: «В гробу я видала такую Одессу!»

3 декабря 2007,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация