Москва
Москва
Петербург

Иван Шишкин. К 175-летию со дня рождения

В Третьяковской галерее открывают выставку самого хитового русского пейзажиста.

Последняя выставка подобного масштаба состоялась в далеком 1948-м — к 50-летию со дня смерти художника. Нетрудно рассчитать, что, если так пойдет и дальше, до следующей доживут не все. Так что народная тропа на выставку будет вытоптана в лучшем виде.

Хотя персональные выставки Шишкина можно было бы делать каждый год: мероприятие, приятное публике, понятное спонсорам, не слишком затруднительное для кураторов и весьма прибыльное — днем все забьют школьники, ночью можно делать сеансы для офисных работников. Такой же популярный, как Айвазовский, Шишкин все-таки не был так же плодовит, и своз работ из Русского музея, музеев Новгорода, Астрахани, Татарстана, зарубежных собраний и отечественных частных коллекций как ни сложен, но катастрофой не является. Главные хиты Шишкина хранятся — спасибо купцу Третьякову и императорам — в Москве и Петербурге. Возможно, оттого соблазн делать его выставки не так силен: незабвенные рожь и мишки всегда с нами.

Шишкина знают все граждане страны, даже неграмотные. Самым действенным пропагандистом его творчества десятилетиями служили конфеты и учебник «Родная речь». Они смогли разнести репродукции по всей Руси Великой, включая закоулки, куда только самолетом можно долететь. И дикий тунгус, и друг степей калмык узнают «мишек» на расстоянии ружейного выстрела. При таком положении дел подробности о Дюссельдорфской живописной школе не важны и даже вредны: не каждый патриот в состоянии выдержать информацию, что «нашим всем» мы обязаны записным немецким занудам-позитивистам. При всей схожести стоимость работ учителей с нашим Шишкиным несравнима, чем и пользуются небескорыстные переделыватели их картин в шедевры русского пейзажиста.

Шишкин был настоящим реалистом: писал точно, «как на фотографии», и без изобретения волшебной техники его работы были бы невозможны. Хотя он и работал подолгу «на натуре», дух фотокарточки стоит за каждым его тщательно выписанным полотном. За такое нелиричное, суховатое и буквальное воспроизведение действительности его и любят. Потому что воображение у каждого свое: чувства, запахи и другие ингредиенты в эти картины можно добавлять по вкусу, и ничего, способного помешать этому процессу, в работах Шишкина нет. Этот автор не направляет жестким жестом по выбранному пути, не навязывает романтические томления, реалистическую критику, собственные трагедии. Потому и получались у него леса, поля и луга лучше, чем на самом деле: без присущих природе грязи и неожиданных неприятностей. И смотрятся они в золотых рамочках так, что хочется пренебречь выездом на природу в пользу похода на выставку, тем более осенью.

19 сентября 2007,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация