Павел Зальцман

О событии

Третьяковская галерея на Крымском Валу демонстрирует работы самого юного и очень талантливого ученика Павла Филонова.

Небольшая графическая выставка рассказывает о ярком начале и несбывшихся надеждах, но больше всего — о магической силе Павла Филонова. Неизвестно, каким художником мог бы стать Зальцман, если бы он не пришел к Филонову, когда ему было только 17, не работал там вместе с другими «мастерами аналитического искусства», не иллюстрировал финский эпос «Калевала». Эта встреча осталась главной в его жизни — как многие ученики, он сохранил преданность мастеру, принял связанные с этим тяготы, включая гонения на формализм.

В поздних своих работах, как и в ранних, сделанных в филоновской школе, Зальцман плотно набивал образами пространство, использовал любимые учителем цвета, четко прописывал контуры. Почти всю жизнь он провел на периферии художественного процесса: работал в кино, жил в основном в провинции — эвакуировавшись из Ленинграда в Алма-Ату, вернуться уже не смог. В холодные схемы Филонова, утверждавшего, что научить писать «сделанные картины» он может любого, Зальцман вдохнул не характерную для жесткого учителя-материалиста лирику. Помогло и время — заменило пафос на отчаяние.