Москва
Москва
Петербург

VOOM. Портреты Роберта Уилсона

В Фонде культуры "Екатерина" покажут выставку элитарных видеопортретов Роберта Уилсона.

На синем фоне под дождем в одних трусах стоит Брэд Питт и держит в руках пистолет. Обложка журнала Vanity Fair с этим портретом работы Роберта Уилсона потрясла всю Америку. По лицу актера текут слезы, смешиваясь с дождем, а затем он медленно поднимает пистолет, прицеливается, пять раз стреляет и пять раз осечка. Дождь заканчивается. Одна минута тридцать секунд.

Что бы Уилсон ни делал: ставил семидневную «оперу молчания» на горе в Иране или снимал для своих портретов совершенно незнакомого человека — весь секрет в свете. Поправит подсветку, переставит лампу — и лицо человека выглядит совершенно иначе. И еще важна каждая секунда — уилсоновский актер, что бы он ни делал, всегда внутренне отсчитывает ритм, всегда знает, когда на сороковой минуте третьего часа он должен повернуться к зрителю спиной.

В этом смысле «живые» портреты — продолжение Уилсона — театрального режиссера. Он даже начинал проект как театральный: снимал человека для видеоролика к спектаклю и понял, что хочет создать из таких портретов целую галерею. Условий было два: перевернуть экран, чтобы портреты стали вертикальными, и выстроить их в полный рост.

Задуманное в семидесятых осуществилось только в двухтысячных. Сначала придумали вертикальные экраны в человеческий рост. А потом Уилсон снимал плачущего Брэда Питта, Вайнону Райдер, закопанную в гору песка, Стива Бушеми в роли мясника с освежеванной тушей за разделочным столом, Джонни Деппа в виде гангстера тридцатых годов в мехах и золотых цепях, Михаила Барышникова в образе пронзаемого копьями Святого Себастьяна.

Помимо «коротких» портретов есть и длинные. Например, Жанна Моро в течение трех часов изображает Марию Стюарт. Или черная пантера, которая сорок минут лежит и смотрит в камеру. Художник рассказывает, что для этого пришлось отпустить ее с поводка, и сорок минут вся группа снимала, буквально не дыша от страха. Сочетания цвета, света, движения и неподвижности в портретах — абсолютно арифметические, поверни какая-нибудь Изабель Юппер не вовремя голову — и эффект исчезнет.

Оторваться практически невозможно: отвернулись от портрета — и он уже живет совсем другой жизнью. Забавно, что сам Уилсон свои портреты за объекты элитарного искусства не считает. Он настаивает, что его картины должны жить на автобусных остановках, в переходах метро, в залах ожидания аэропортов. Чтобы на них можно было смотреть бесконечно не как на произведение искусства, а как на рекламные билборды — элементы повседневной жизни.

13 сентября 2007,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация