Москва
Москва
Петербург

Концерт в костеле

Дирижер Теодор Курентзис собирает единомышленников и играет для них музыку Средневековья и Возрождения.

Курентзис является одним из отцов — основателей фестиваля «Территория» — нового и в целом положительного образования на теле отечественной культуры, создатели которого преследуют цели представить Москве все самое новое и актуальное. Новое не всегда оказывается новым, актуальное — не всегда таким уж актуальным, но в целом Курентзису со товарищи удается главное: они постепенно создают в Москве круг публики, восприимчивой к современному искусству, которое, как еще недавно считалось, ничего, кроме пугливой отрыжки у населения, вызывать не может. Впрочем, греческий маэстро который раз пробует увести своих слушателей от жгучей современности к иным, старинным реалиям. Музыка ушедших эпох для большинства посетителей фестиваля тоже нова (и, соответственно, хорошо смотрится на афише), а в качестве можно быть уверенным заранее — все-таки проверку временем, причем весьма солидную, она уже прошла.

В этом году Курентзис вновь ведет назад, в глубь веков, причем настолько далеко, что дальше него, кажется, никто здесь никогда и не забирался. Первое имя в программе знаменует собой пограничный столб в истории музыки — фактически это едва ли не первое композиторское имя, дошедшее до нас из средневековой мглы, где все творцы предпочитали быть анонимами. Еще более удивительно, что это женщина — аббатисса Хильдегард Бингенская (1098—1179), известная не только как музыкант, но и как философ, богослов и врачеватель. Она была глубоко верующей, ее посещали божественные откровения, а оставленные ею тексты допускают тысячи толкований.

Не менее занимательны ее последователи, также нашедшие место в программе Курентзиса, — это один из самых искусных полифонистов Возрождения Жоскен Де Пре, композитор, певец, мыслитель и убийца собственной жены Джезуальдо ди Веноза, автор знаменитой раннебарочной мистерии «Представление о душе и теле» Эмилио де Кавальери. Выстроить столь стремительную ретроспективу сквозь эпохи и века под силу не каждому, но Курентзису с его взрывчатой энергетикой и истовостью — легче простого. Кроме того, ему в помощь — музыканты из двух сформированных им ансамблей — хора «Новые сибирские певцы» и оркестра Musica Aeterna.

Когда Курентзис выходит на сцену с этими музыкантами, у людей в зале возникает четкое ощущение, что они присутствуют при сборе религиозной секты, а спустя буквально несколько минут они и сами принимают обряд посвящения и готовы поклоняться божеству с длинными тонкими руками. Впрочем, тот факт, что концерт с новой программой пройдет в католическом храме, лишит происходящее излишнего пафоса — все-таки Господь Бог здесь один, и он — не Курентзис.

Х. Бингенская, Ж. Депре, Дж ди Веноза, М. Мааре, Э. де Кавальери, М. Адамис, А. Шнитке, анонимные авторы XIV века. Солисты оркестра Musica Aeterna Ensemble. Хор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета The new Siberian Singers. Дирижер Т. Курентзис.
3 сентября 2007,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация