Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Ниоткуда с любовью

В "Школе современной пьесы" силами трех актеров вспомнили и разыграли Бродского.

Мода на поэзию пришла в театр года два назад. Вдруг стали возникать театрализованные поэтические акции, в каждом уважающем себя столичном театре появилось по поэтическому вечеру, а Кирилл Серебренников начал ставить масштабные шоу с поэтами в главных ролях. Каждое представление неизменно заканчивалось скандалом и шумихой в прессе — впрочем, всем только этого и надо было. Михаил Козаков в «Школе современной пьесы» выбрал поэта, который шуметь не будет, — Иосифа Бродского. Его жизнь и стихи легли в основу спектакля «Ниоткуда с любовью», поставленного самим Козаковым и Владимиром Качаном, кроме того, Михаил Михайлович сыграл главную роль — самого поэта.

На сцене — три стула, стол, портрет Бродского и видеоэкран с ненавязчивым видеоартом: балтийские волны меняются видами Петербурга. Портрету, выходя на сцену, почтительно кланяются актеры. Бродского здесь поделили на троих: Козаков воплощает самого поэта, Качан — его альтер эго, а Анастасия Модестова переодически хватается за микрофон и поет «На Васильевский остров я приду умирать». И так хронологически: от начала поэтической карьеры, через ссылку и эмиграцию — к смерти. Получился любимый еще с советских времен жанр поэтического чтения — шоу со слайдами.

Во всем этом, конечно, очень много фальши. Актеры перекидываются стихами как мячиком, стоит закончить одному, тут же подхватывает другой, почитали стихи, и… запела певица. И все это с каким-то нездоровым пафосом — закатывание глаз, паузы, вино, трубка. Но поэтический компот спасает Михаил Козаков. Он не только выбрал стихи, но и решился читать их со сцены не благодаря, а вопреки поэтическому буму 2000-х годов, в рамках которых Бродский — фигура наименее актуальная. Для этого, конечно, нужна определенная смелость — Козаков выступает с Бродским, как с иконой, против всей новой русской культуры.

Тут, помимо прочего, содержится ответ на вопрос, зачем сегодня вообще стали так нужны поэзия и поэты. «Ниоткуда с любовью» — это не спектакль и не игра, это воплощенный театральный голод по культуре, утраченной вместе с 60-ми годами. В культурной мешанине 2000-х Бродский становится более чем поэтом — он превращается в символ духовного и культурного эскапизма.

В определенный момент начинаешь понимать, что помимо внешнего сюжета — «жизнь и смерть поэта» — у спектакля есть и внутренний, то, что находится за жизнью. Потому что на Малой сцене «Школы современной пьесы» два часа происходит не что иное, как поиски идеального — звука, места, стиха. И никакому дешевому пафосу и актерской фальши не задавить этот чистый звук.

29 октября 2007,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация