Москва
Москва
Петербург

Российский национальный оркестр

Российский национальный оркестр открывает сезон программой из сочинений Мендельсона. За дирижерским пультом Михаил Плетнев.

Широким массам Феликс Мендельсон-Бартольди известен своим знаменитым «Свадебным маршем», под звуки которого люди прощаются с вольной жизнью. Сведущие любители воздают должное мендельсоновским «Песням без слов», «Скрипичному концерту» и «Итальянской симфонии». И лишь немногие — такие как Михаил Плетнев, эстет и гурман от музыки, — знают о несметных богатствах в объемном наследии композитора и готовы делиться ими с простыми смертными.

Если бы Плетнев жил в XIX веке, то пришелся бы Мендельсону если не близким родственником, то духовным соратником. Их роднит отсутствие внешнего лоска. Они признанные в своей среде знатоки: Мендельсон, человек с энциклопедическими познаниями, никогда не стремился поразить окружающих, как и Плетнев, знающий о музыке и о жизни гораздо больше, чем хочет сказать. Неброский облик, глубина, свежесть и острота восприятия — общих черт у композитора и исполнителя довольно много. Поэтому неудивительно, что Плетнев решил открыть сезон монографической программой сочинений Мендельсона — своеобразным портретом, составленным из звуков. Таких «портретов» в течение последующих месяцев дирижер нарисует еще много — будут Вагнер, Малер, Римский-Корсаков, но первый — самый выразительный и необычный. В программе собраны опусы, о которых среднестатистический завсегдатай Консерватории либо знает понаслышке, либо не знает вообще.

В первом отделении собраны оркестровые увертюры композитора, настоящая сокровищница звуков и образов. Сперва прозвучит «Морская тишь и счастливое плавание» — увертюра, навеянная двумя поэтическими пасторалями Гете с соответствующими названиями, — абсолютно терапевтическое произведение, погружающее в сладостный транс. «Гебриды, или Фингалова пещера» — еще одна морская картина, более суровая по колориту, так как навеяна образами Шотландии. Оттуда — рукой подать до угодий Уильяма Шекспира, который вдохновил Мендельсона на написание музыки к его комедии «Сон в летнюю ночь», самыми известными номерами из которой являются исполняемые Плетневым Увертюра и Скерцо.

Для второй части Плетнев выбрал одну из симфоний композитора — не знаменитую «Итальянскую», замусоленную дирижерами разной степени таланта и общественного положения, а «Реформационную» — пятую по номеру, но вторую по написанию. Симфонические опусы Мендельсона издавались не в хронологическом порядке, а буквально как бог на душу положит. Написанная к 500-летию одного из важнейших соборов Лютеранской церкви, она воспевает движение Реформации и искусно инкрустирована мотивами церковных песнопений. Вряд ли Плетнев будет загружать аудиторию тонкостями лютеранских догматов: одной из красивейших симфоний, написанных в романтическую эпоху, он придаст общечеловеческий ракурс и, самое главное, откроет ту красоту звучания, которая неподвластна времени.

Ф. Мендельсон — «Морская тишь и счастливое плавание» — концертная увертюра; «Гебриды, или Фингалова пещера» — концертная увертюра; Скерцо из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»; «Сон в летнюю ночь» — концертная увертюра к комедии Шекспира; Симфония №5 («Реформационная»). Дирижер М. Плетнев.

3 августа 2007,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация