Российский национальный оркестр

О событии

Российский национальный оркестр открывает сезон программой из сочинений Мендельсона. За дирижерским пультом Михаил Плетнев.

Широким массам Феликс Мендельсон-Бартольди известен своим знаменитым «Свадебным маршем», под звуки которого люди прощаются с вольной жизнью. Сведущие любители воздают должное мендельсоновским «Песням без слов», «Скрипичному концерту» и «Итальянской симфонии». И лишь немногие — такие как Михаил Плетнев, эстет и гурман от музыки, — знают о несметных богатствах в объемном наследии композитора и готовы делиться ими с простыми смертными.

Если бы Плетнев жил в XIX веке, то пришелся бы Мендельсону если не близким родственником, то духовным соратником. Их роднит отсутствие внешнего лоска. Они признанные в своей среде знатоки: Мендельсон, человек с энциклопедическими познаниями, никогда не стремился поразить окружающих, как и Плетнев, знающий о музыке и о жизни гораздо больше, чем хочет сказать. Неброский облик, глубина, свежесть и острота восприятия — общих черт у композитора и исполнителя довольно много. Поэтому неудивительно, что Плетнев решил открыть сезон монографической программой сочинений Мендельсона — своеобразным портретом, составленным из звуков. Таких «портретов» в течение последующих месяцев дирижер нарисует еще много — будут Вагнер, Малер, Римский-Корсаков, но первый — самый выразительный и необычный. В программе собраны опусы, о которых среднестатистический завсегдатай Консерватории либо знает понаслышке, либо не знает вообще.

В первом отделении собраны оркестровые увертюры композитора, настоящая сокровищница звуков и образов. Сперва прозвучит «Морская тишь и счастливое плавание» — увертюра, навеянная двумя поэтическими пасторалями Гете с соответствующими названиями, — абсолютно терапевтическое произведение, погружающее в сладостный транс. «Гебриды, или Фингалова пещера» — еще одна морская картина, более суровая по колориту, так как навеяна образами Шотландии. Оттуда — рукой подать до угодий Уильяма Шекспира, который вдохновил Мендельсона на написание музыки к его комедии «Сон в летнюю ночь», самыми известными номерами из которой являются исполняемые Плетневым Увертюра и Скерцо.

Для второй части Плетнев выбрал одну из симфоний композитора — не знаменитую «Итальянскую», замусоленную дирижерами разной степени таланта и общественного положения, а «Реформационную» — пятую по номеру, но вторую по написанию. Симфонические опусы Мендельсона издавались не в хронологическом порядке, а буквально как бог на душу положит. Написанная к 500-летию одного из важнейших соборов Лютеранской церкви, она воспевает движение Реформации и искусно инкрустирована мотивами церковных песнопений. Вряд ли Плетнев будет загружать аудиторию тонкостями лютеранских догматов: одной из красивейших симфоний, написанных в романтическую эпоху, он придаст общечеловеческий ракурс и, самое главное, откроет ту красоту звучания, которая неподвластна времени.

Ф. Мендельсон — «Морская тишь и счастливое плавание» — концертная увертюра; «Гебриды, или Фингалова пещера» — концертная увертюра; Скерцо из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»; «Сон в летнюю ночь» — концертная увертюра к комедии Шекспира; Симфония №5 («Реформационная»). Дирижер М. Плетнев.