Тщетная предосторожность | Театр | Time Out

Тщетная предосторожность

Тщетная предосторожность

О спектакле

Национальная балетная труппа Южной Кореи привозит самый старый из классических балетов.

«Тщетную предосторожность» хореограф Жан Доберваль поставил в Бордо за две недели до Великой французской революции. История о мезальянсе почтенной девицы и батрака, которые оставили с носом богатого недоумка и развели матушку на свадьбу, была на то бурное время вполне революционной. До этого реальным, а не лубочным, крестьянам не доводилось становиться главными героями на королевской балетной сцене. Спектакль, пройдя путь от «Балета о соломе» и «Худо сбереженной дочери» до «Тщетной предосторожности», ухитрился пережить все современные королям постановки и стал самым почтенным из сохранившихся балетов.

Конечно, не все так просто: то, что сохранилось в разных театрах, — это все-таки не спектакль Доберваля. В позапрошлом веке «тот же балет» означало «тот же сюжет», но совсем не обязательно «тот же балетмейстер» и даже не «та же музыка». На афише «Тщетной» могут стоять разные композиторы, в свое время бравшиеся за этот сюжет: Луи Герольд или Петер Гертель, — а в оригинале балет вообще шел на музыку из французских народных песен.

Постановки тоже могут кардинально различаться. Например, сочинение Олега Виноградова, которое идет у нас в Музыкальном театре, — образец семидесятнической классики, ажурной, чуть бедноватой и выкрашенной в гжельские тона, а спектакль Фредерика Аштона в Большом — добротный с чуть сумасшедшим английским юмором, требующим, чтобы женский кордебалет переодевался в куриц, раз уж дело происходит на крестьянском дворе. Неизменны лишь глупость богатого жениха, задор жениха бедного и гневный жест матушки, за непослушание запирающей дочь на сеновале, где уже спрятался дочкин милый друг. После этого остается их только обвенчать.

Филипп Алонсо и Саманта Данстер, постановщики версии, которая идет в корейском балете, попытались понять, как спектакль выглядел в легендарные времена. Даже на афише написали: «Хореография Жана Доберваля». Для того чтобы достичь аутентичности, они взяли лучшее из разных версий, включая музыку. Что получилось — взглянуть будет в любом случае любопытно.

Дело в том, что питомцы корейской школы регулярно получают призы на самых престижных балетных конкурсах, демонстрируя отличную технику и внятный стиль. Потом лауреаты попадают в Национальную балетную труппу Кореи, репертуар которой раскинулся от брутального «Спартака» Григоровича до «Ромео и Джульетты» Жан-Кристофа Майо, связывающего воедино маски средневековых празднеств и отчаянные драки современных молодежных банд. В пластике артистов, в их мышцах — память об этом отличном репертуаре. Поэтому, даже если  спектакль не порадует вас открытием аутентичного Доберваля, о походе на «Тщетную предосторожность» вы все равно не пожалеете.

Билетов не найдено!

Закрыть