Москва
Москва
Петербург

Тщетная предосторожность

Участвует в: Фестиваль корейского искусства и культуры в Москве
Национальная балетная труппа Южной Кореи привозит самый старый из классических балетов.

«Тщетную предосторожность» хореограф Жан Доберваль поставил в Бордо за две недели до Великой французской революции. История о мезальянсе почтенной девицы и батрака, которые оставили с носом богатого недоумка и развели матушку на свадьбу, была на то бурное время вполне революционной. До этого реальным, а не лубочным, крестьянам не доводилось становиться главными героями на королевской балетной сцене. Спектакль, пройдя путь от «Балета о соломе» и «Худо сбереженной дочери» до «Тщетной предосторожности», ухитрился пережить все современные королям постановки и стал самым почтенным из сохранившихся балетов.

Конечно, не все так просто: то, что сохранилось в разных театрах, — это все-таки не спектакль Доберваля. В позапрошлом веке «тот же балет» означало «тот же сюжет», но совсем не обязательно «тот же балетмейстер» и даже не «та же музыка». На афише «Тщетной» могут стоять разные композиторы, в свое время бравшиеся за этот сюжет: Луи Герольд или Петер Гертель, — а в оригинале балет вообще шел на музыку из французских народных песен.

Постановки тоже могут кардинально различаться. Например, сочинение Олега Виноградова, которое идет у нас в Музыкальном театре, — образец семидесятнической классики, ажурной, чуть бедноватой и выкрашенной в гжельские тона, а спектакль Фредерика Аштона в Большом — добротный с чуть сумасшедшим английским юмором, требующим, чтобы женский кордебалет переодевался в куриц, раз уж дело происходит на крестьянском дворе. Неизменны лишь глупость богатого жениха, задор жениха бедного и гневный жест матушки, за непослушание запирающей дочь на сеновале, где уже спрятался дочкин милый друг. После этого остается их только обвенчать.

Филипп Алонсо и Саманта Данстер, постановщики версии, которая идет в корейском балете, попытались понять, как спектакль выглядел в легендарные времена. Даже на афише написали: «Хореография Жана Доберваля». Для того чтобы достичь аутентичности, они взяли лучшее из разных версий, включая музыку. Что получилось — взглянуть будет в любом случае любопытно.

Дело в том, что питомцы корейской школы регулярно получают призы на самых престижных балетных конкурсах, демонстрируя отличную технику и внятный стиль. Потом лауреаты попадают в Национальную балетную труппу Кореи, репертуар которой раскинулся от брутального «Спартака» Григоровича до «Ромео и Джульетты» Жан-Кристофа Майо, связывающего воедино маски средневековых празднеств и отчаянные драки современных молодежных банд. В пластике артистов, в их мышцах — память об этом отличном репертуаре. Поэтому, даже если  спектакль не порадует вас открытием аутентичного Доберваля, о походе на «Тщетную предосторожность» вы все равно не пожалеете.

1 августа 2007,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация