Москва
Москва
Петербург

Густав Грюндгенс - взгляды актера. Картины к легенде

В музее А.С. Пушкина выставлены скульптурные портреты и фотографии выдающегося актера в его знаменитых ролях.

Фотографии актера в его знаменитых ролях — Гамлет, Мефистофель, Франц Моор. Густой грим, громоподобный пафос в изгибе каждой брови — сразу ясно, что снимки сделаны в прошлом веке: сейчас актеры так не красятся и не играют — засмеют. Но, когда Грюндгенс был знаменит — в 30—50-х годах, — никому в голову не приходило над ним смеяться. Немецкая публика открыв рот смотрела на сцену, и среди этой влюбленной публики был Герман Геринг; поэтому актеру многое позволялось. Защитник евреев, помощник коммунистов и гей пользовался колоссальным влиянием при воспевающей семейные ценности нацистской власти. Грюндгенс помог сбежать за рубеж многим из тех, кому грозил лагерь.

Понять, что именно видели тогда на сцене немцы, непросто — довоенных фотографий на выставке немного. Бумага, понятное дело, горит; а вот голова Грюндгенса-Гамлета, сотворенная из фарфора на прусской королевской мануфактуре в 1938 году, уцелела. Послевоенные фотографии — из театрального музея Дюссельдорфа (именно в этом городе актер возглавлял театр после войны). Но на этих поздних снимках видно, как все резче выламывается он из общего актерского ансамбля. Люди играют все тише, все ближе к кинематографическим стандартам — он же продолжает сверкать глазами и надменно вздергивать голову в изящном цилиндре.

Мы видим, как идут Грюндгенсу мундир и погоны — в 1953-м он играет генерала Рэмзи в «Господском доме», как сразу после войны он выходит в роли царя Эдипа — и лицо кажется нереально юным — актеру 48, будто шок осознанной героем вины смыл возраст и превратил человека в беспомощного мальчишку. Но в целом выставка получилась о том, как Мефисто (а Грюндгенс был прототипом героя, сыгранного Клаусом-Марией Брандауэром в кино) теряет свой театр, свою эпоху и свою страну. Он еще знаменит, он еще великолепен, он еще триумфально выступает на гастролях в СССР: замечательная фотография — Грюндгенс нос к носу с Борисом Пастернаком: два выразительных профиля. Но время течет, и среди отличных снимков, занятных афиш, нескольких скульптурных портретов актера самым впечатляющим экспонатом выставки становится его предсмертная записка. 1963 год, Филиппины, куда он отправился после окончательного расставания с театром. Ему 64. Случайный попутчик. «Мне кажется, я принял слишком много снотворного. Мне немножко странно. Дай мне выспаться».

25 июня 2007,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация