Знак F: Фантомас в книгах и на экране | Time Out

Знак F: Фантомас в книгах и на экране

Знак F: Фантомас в книгах и на экране

О мероприятии

Фантомас возвращается — на этот раз как
герой подробной и увлекательной монографии.

Париж, 1910 год, в метро на встречу с издателем едут два безбашенных беллетриста — Пьер Сувестр и Марсель Аллен. Они уже заключили договор на серию детективных романов, осталось только придумать имя главного злодея. "А если Фантомус?" — предлагает свой вариант Аллен и начинает записывать в блокнот. В этот момент поезд дернуло, и вместо "у" вышло "а". Так родилось имя величайшего преступного гения.

Журналист радио "Свобода" Андрей Шарый пишет уже вторую книгу про знаковых героев масскульта, первым был англичанин Джеймс Бонд. Теперь пришла пора рассказать о преступнике в маске, герое 1910-х годов, который повлиял на Аполлинера, сюрреалистов и Эйзенштейна, а затем в 1960-е превратился в комического персонажа. В чем же секрет славы Фантомаса?

Ведь в сущности речь идет о бульварном романе — соавторы работали над сериями со скоростью печатного станка, выпуская в год до десяти романов. Скорее всего, сказалось то, что беллетристы хорошо чувствовали дух времени. На дворе стояла belle epoque, "прекрасная эпоха", период всеобщего благодушия и веры в прогресс. Париж, на тот момент культурная столица мира, купался в роскоши, а рядом, в бедных предместьях, орудовали кровавые банды. Фантомас — жестокий преступник в маске, кровавый злодей и роковой обольститель — оказался, так сказать, стилистически актуален. Романы о Фантомасе заложили основы жанра нуар и предвосхитили современные детективные сериалы.

Сувестр и Аллен удачно скрестили традицию французского многосерийного авантюрного романа в манере приключений Рокамболя с новомодными британскими детективами в духе историй о Шерлоке Холмсе. А талантливый режиссер Луи Фейяд укрепил славу Фантомаса, сняв пять классических фильмов о приключениях злодея. Сделанные через 50 лет столь любимые в СССР комедии Андре Юнебеля полны отсылок к первым черно-белым немым экранизациям.

Книга Андрея Шарого написана так же легко, как и похождения Фантомаса, но легкость эта не идет в ущерб содержательности. Свое исследование Шарый иллюстрирует синопсисами — короткими пересказами книг и фильмов о злодее, от первых текстов Сувестра и Аллена до комедий Юнебеля с Жаном Марэ и Луи де Фюнесом, а также незабвенного советского хита "Анискин и Фантомас".

Возможно, Шарого можно попрекнуть тем, что его работа недостаточно научна и не содержит ссылок ни на Барта, ни на Делеза, но многие сочтут именно это преимуществом "Знака F". В любом случае, ничего более подробного и увлекательного о злодее в фанто-маске в России еще не выходило.

Билетов не найдено!

Закрыть