Новый свет. Три столетия американского искусства

О событии

100 работ американских художников расскажут о трех веках искусства США.

Если бы эталонная выставка «Новый Свет. Три столетия американского искусства» не заехала к нам из Китая, можно было бы принять ее за эффектный ответ на гостившую два года назад в Гуггенхайме представительную «Россию!». Даже спонсоры у выставок примерно одни и те же. Как и «Россия!», высокобюджетное шоу из США включает в себя не только шедевры — это практически история развития искусства целой страны.

Специалисты подсчитали, что американское искусство существует целых триста лет, опровергнуть это невозможно, по датам все сходится. Правда, портреты важных дядек в париках, картины про то, как «Генерал Джордж Вашингтон снимает с себя обязанности главнокомандующего» Джона Трамбалла и пейзажи старой неиспорченной Америки представляют скорее историческую, чем художественную ценность. В начале большого пути живописцы Нового Света писали как могли, подражали знаменитым европейцам, знали свое место. Провинциальным мастерам сложная техника давалась с трудом, зато их работы дышали патриотизмом — портреты героев и тщательно выписанные диковатые романтические пейзажи вызывают законную гордость. Увы, в каждом большом коллективе есть внутренние поводы для гордости, которые трудно разделить с непосвященными. Следующее поколение, представленное на выставке, — импрессионисты Джон Сингер Сарджент, Мэри Кассат, Джеймс Макнил Уистлер — больше времени проводило за границей — училось живописи в Париже, жило в Англии и Франции.

Неизвестно, как пошло бы дальше, если бы не постоянные неурядицы в Европе. Из-за них не только блудные американские сыны вернулись на удаленный от театров военных действий континент, но и приехали многие европейцы. Тогда, в середине ХХ века, и начался расцвет американского искусства. Этот раздел «Нового Света» стоит всех предыдущих, и представлены в нем работы великих художников, среди которых Виллем де Кунинг, Джексон Поллок, Марк Ротко, Дональд Джадд, Мэтью Барни. Художники, входящие в обязательный список любого приличного музея современного искусства, представлены лучшими работами из собраний организаторов выставки: Музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, подведомственных ему венецианского музея Пегги Гуггенхайм и Гуггенхайма в Бильбао, Фонда американского искусства Терра, Вашингтонской национальной галереи, Художественной галереи Йельского университета, Художественного музея Беркли в Калифорнии, Нью-Йоркского музея современного искусства и частных собраний. Америка выставила сильнейшую сборную из всех возможных.