Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Голая пионерка

Чулпан Хаматова в роли фронтовой "дочери полка".

Родители несовершеннолетней пионерки Марии Мухиной отправили девочку к бабушке в деревню, а сами погибли во время бомбежки. Весть о смерти родителей и деревенского парня Алеши погнала ее на фронт, но не подкосила ее безоглядную веру в Сталина.

Выправилась она уже только на передовой, среди боевых товарищей они стоят очередью в ее землянку, чтобы поскорее «своего дурака вставить„. В какой-то момент героиня дает слабину и жалуется товарищу комиссару на офицеров, рвущих последние резинки на ее трофейных трусах. Но комиссар кричит и грозит трибуналом и тогда Мухина (Чулпан Хаматова) чеканит „Всегда готова!“ и прикладывает к пилотке прямую, дощечкой, ладошку. Для порядку комиссар поддает ей на прощание рукой под зад. Именно в этот момент ее жизнь становится житием.

Серебренников вместе с драматургом Ксенией Драгунской ужал многословного Кононова до набора сцен, где каждый эпизод цирковой номер. То, что было снами и фантазиями пионерки Маши, стало полетами наяву актриса выделывает опасные номера на страховочных лонжах. „Толстозадая“ Светка из медсанчасти в какой-то момент скидывает халат и обнаруживает под ним трико; изображая Марику Рекк, она пропевает Маше оскорбительные куплеты о блокадном Ленинграде. А та ей в ответ поет “На границе тучи ходят хмуро» и уничтожает соперницу пафосом.

Мухина-Чулпан и впрямь девочка — с косичками, закрученными вкруг головы; с детскими, краснеющими от волнения (или холода?) руками и срывающимся на хрипотцу голосом. Сапоги на ней болтаются, ременная бляха кажется огромной, а под гимнастеркой у нее привет Любови Орловой черное трико с блестками и маленькой юбочкой. На экране улыбающаяся актриса из «Цирка», а на канате хрупкая фигурка с голыми ногами; не успела в комсомол вступить, а уже приходится ноги раздвигать перед каждым, кто в галифе. И так становится жаль несчастную Машу, что хочется, чтобы поскорей кончились и война, и спектакль «Голая пионерка».

Резинки от трусов становятся цирковыми канатами, из ведер рассыпают по полу искусственные цветы, а засунутый за гимнастерку мешочек с землей означает беременность героини. В этих и других приметах своего стиля Серебренников, как ни странно, усваивает страсть Кононова к нагромождению сильных эффектов в какой-то момент они перестают работать. Зато в святости героини Хаматовой не сомневаешься ни секунды слишком уж хороша по сравнению с постными лицами актеров-однополчан. Поэтому выход у нее один в надетых задом наперед сапогах в вечную жизнь. Куда Мухину, безусловно, примут.

22 сентября 2005,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация