Смешные деньги
Time Out

О спектакле

Традиционная и весьма динамичная комедия положений, где один неудачник случайно становится обладателем фантастической суммы денег.

Английский драматург Рэй Куни весьма популярен в Москве. Несколько лет назад его имя впервые появилось в программке спектакля «13» в МХТ, а потом на афише Театра сатиры возникло название "Слишком женатый таксист". После нескольких постановок, имевших бешеный зрительский (а значит, и коммерческий) успех, эстафету по «окуниванию» столицы подхватил «Сатирикон». Профессиональный артист и режиссер, Куни еще и вполне успешный комедиограф: его пьесы часто ставятся на Бродвее. Их отличительные черты — крайне запутанный сюжет, огромное количество недоразумений и нелепостей, множащихся со скоростью сто штук в минуту, обманы, подмены и разоблачения.

В прошлом актер, Куни будто намеренно пишет так, чтобы интересно было именно исполнителям: рисует яркие образы и оставляет обширное поле для импровизации. Сам никогда своих пьес не ставит и о режиссерах не заботится, да им в его сочинениях и заняться особо нечем. Ни к чему не обязывающие поделки не требуют ни творческих мук, ни душевных затрат — просто все очень смешно, иногда до колик.

Куни — драматург ловкий, азартный, но вовсе не гениальный. В его пьесах всегда имеется в виду ровно то, что сказано, — исключение составляют лишь некоторые игривые двусмысленности. Несмотря на это — а может быть, именно поэтому, — британец стал чуть ли не кумиром театральной Москвы.

«Смешные деньги» (в оригинале Funny money) — грубоватая история про то, как один неудачник (Денис Суханов) в день своего рождения совершенно случайно стал обладателем фантастической суммы денег. В результате в спокойном и скучном английском доме разыгрались нешуточные страсти: традиционное застолье превратилось в феерическое шоу по спасению 750 тысяч фунтов. Для этого нужно сделать немало: заказать билеты в Барселону, вызвать такси, выпроводить друзей, купить у приятеля (Григорий Сиятвинда) машину, выставить таксиста (Тимофей Трибунцев), дать взятку одному полицейскому (Алексей Якубов), наврать другому (Сергей Климов), вместо своей жены (Лика Нифонтова) взять с собой жену друга (Елена Бутенко-Райкина). И так далее, не останавливаясь и не притормаживая, без антракта.

Бешеная активность, развитая актерами, яркие краски и громкие звуки — так в нескольких словах можно описать спектакль, поставленный Райкиным. И добавить к каждому прилагательному слово «слишком»: из-за мельтешения на сцене у зрителей зачастую рябит в глазах, а артисты иногда успевают только бегать — от мизансцены к мизансцене, от чемодана с деньгами к чемодану без денег. Впрочем, скачут все проворно, ритмично и профессионально. А временами просто до невозможности смешно, хотя ни в пьесе, ни в постановке нет ничего особенного. Даже странно.