Три холма, охраняющие край света
О мероприятии
В своем новом романе Михаил Успенский смешивает жанры — альтернативную историю, антиутопию и детектив.
Москва потеряла статус российской столицы. Все началось с того, что в реку съехала пара небоскребов, затем начала рушиться вся инфраструктура, потом из города смылись все богачи и на его территории установилась анархическая республика. За это же время быстро расцвели Питер и города Золотого кольца. Правда, порядка в России от этого никак не прибавилось. Перед нами не беллетристическая агитка Объединенного гражданского фронта, а зачин романа Михаила Успенского, культового автора российского фэнтези.
Красноярский прозаик Успенский прославился в 90-е, когда в соавторстве с Андреем Лазарчуком выпустил роман «Посмотри в глаза чудовищ. Не менее популярной была богатырская трилогия про Жихаря, написанная Михаилом уже самостоятельно. Эти его сочинения представляли собой настоящий слоеный пирог. Сверху фэнтези на славянскую тему. Внутри изящные шутки для ценителей: например, идолы- изваяния ученого-культуролога Проппа, расставленные вдоль дорог сказочного мира. Им надо было приносить жертвы пересказывать популярные сюжеты масскульта и масслита. В общем, Успенский смог угодить и прямолинейным любителям фантастики, и очкарикам-филологам.0
За трилогией последовали еще два романа про тот же мир, правда, уже с новыми героями, ударный Белый хрен в конопляном поле и не очень удачная, оборванная на середине Невинная девушка с мешком золота». В декабре прошлого года по интернет-форумам любителей фантастики прокатилась весть, что Успенский закончил новую книгу многие полагали, что это будет продолжение «Невинной девушки». Однако перед нами история про совершенно другой мир.
Здесь футболисты влиятельнее, чем президенты, антиглобалисты сметают города с лица земли, из фонтанов бьют струи дешевого вина, а монстр Ктулху уже проснулся. Но главное событие романа это ограбление века, произошедшее в Барселоне: из супермузея украли несколько редчайших экспонатов. На месте преступления находят улику детскую картинку с изображением трех холмов. Следы ведут в Россию, а распутывают дело русская художница Лида, шотландский аристократ Теренс и испанский сеньор Давила.
Герои подобрались ярче некуда: Лида безбашенна и красива, Теренс туповат и труслив, а Давила полностью соответствует своей фамилии. Изящные шутки, афоризмы, стихи, приключения, погони за джентльменским набором хорошего романа чувствуется безумная усталость человека, который все это придумал. А ведь в 90-е, когда Успенский создавал свои лучшие вещи, у читателя возникало ощущение, что и блестящие юморески, и неожиданные сюжетные повороты падают писателю прямо в руки, пишутся буквально сами.
Возможно, дело в том, что изменился объект пародии. В первых книгах Успенский иронизировал над Толкиеном, подхихикивая над всемирной эпидемией «толкиенизма», и здесь он был на коне, мог использовать и свое филологическое образование, и писательское мастерство. В «Трех холмах…» автор опробовал два новых объекта насмешек городские антиутопии и юмористический детектив. Но, кажется, сам материал засопротивлялся такому обращению оба эти жанра еще недостаточно закостенели и обросли канонами, чтобы начать над ними смеяться.