Москва
Москва
Петербург

Электра

Автор: Рихард Штраус
Очередная премьера Мариинского театра – опера Р. Штрауса "Электра". Дочь убитого микенского царя Агамемнона – Электра вынашивает план мести за отца, убитого женой – ее матерью.
Очередная премьера Мариинского театра — опера Рихарда Штрауса «Электра„. После премьеры “Енуфы„ на замечание одного известного оперного эксперта о том, что в Германии ставят много радикальней, Валерий Гергиев отвечал, что ему ближе вкусы американцев и англичан. И хотя в последнее время в театре было больше постановок французов и итальянцев, античную историю о комплексе дочерней мести действительно ставят англичане — режиссер Джонатан Кент, художник (постановщик и по костюмам) Пол Браун, художник по свету Тим Митчелл.

В результате поиска в Интернете на запрос “Электра„ появится все что угодно, только не информация об опере. Больше всего ссылок о фильме 2005 года режиссера Роба Баумана с бюджетом 43 миллиона долларов — про кровную месть яростной девушки. Под номером 53 пойдет трагедия Софокла, номер 72 укажет на спектакль “Электра„ в Театре на Таганке с Аллой Демидовой, и только номер 73 скромно подскажет о премьере в Мариинском. О Рихарде Штраусе в связи с этим именем — ни слова вплоть до номера 100. Об опере “Электра„ в России забыли с тех пор, как в 1913 году ее поставил в Мариинском же Всеволод Мейерхольд. Забыли, вероятно, потому, что там всего слишком много, все маслянисто-оперное: истерическая аффектация, граничащая с агрессивностью, чувство мести, вокальные сложности. Таким виделся последнему немецкому романтику мир древних страстей.

Валерий Гергиев, пожалуй, единственный в России, кто планомерно возвращает или впервые ставит оперы Рихарда Штрауса. Шокирующая “Саломея„ поставлена дважды, есть повод гордиться маскарадной “Ариадной на Наксосе„. Исключительное внимание Гергиева к Штраусу — знак того, что этот композитор — в поле серьезного интереса художественного руководителя театра. Хотя в сравнении с кумиром маэстро, бескомпромиссным Вагнером (коллекция произведений которого в Мариинском вот-вот соберется), Штраус был более конъюнктурен и подвержен модным течениям. Сегодня его музыку рассматривают как яркий образец модерна начала ХХ века. Для этого стиля была характерна агрессивная, захватническая красота, за которой, кроме мистического дурмана и разящего наповал преувеличения, нередко ничего и не следовало. Зато скандалы и обмороки были гарантированы.

Тяжелый поствагнеровский оркестр с эффектом “много шума и ничего„ не каждому по уму и по ушам. Но сегодня, когда экраны кинотеатров и телевизоров залиты кровью хорроров, интерес широкого зрителя к оперным дикостям “Электры„ при грамотной расстановке акцентов возбудить не так уж сложно.

Кровь у Рихарда Штрауса клокочет вулканически, и если не проливается каждую минуту на сцене, то каждую секунду звучит в музыке. Сексуальная подоплека сюжета тоже на пользу популярности, равно как формат одноактной оперы. Комплекс Электры, как известно, — то же, что эдипов комплекс, только наоборот. Дочь убитого микенского царя Агамемнона — Электра на протяжении всей оперы вынашивает план мести за отца, убитого женой — ее матерью. Руками изгнанного из дворца брата Ореста ей удается зарубить Клитемнестру “священным топором». Правда, от избытка чувств в финале Электра падает замертво.

Афиша

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация