Река с быстрым течением

О спектакле

Реалист Владимир Маканин сочинил восемь психологических портретов своих современников, обитателей блочных домов большого города. Марина Брусникина поставила их на Малой сцене МХТ со свойственной ей сдержанностью, которая в данном случае только на пользу тексту. Превосходная работа артиста Валерия Трошина в роли мужа умирающей от рака женщины и Дмитрия Брусникина - в роли рассказчика.

Пара-тройка стульев, красивый "заснеженный" планшет с очертаниями города и замотанный в полиэтилен уличный фонарь (художник Екатерина Кузнецова) — вот и вся обстановка спектакля Марины Брусникиной, не первый раз ставящей современную прозу и делающей это с упорством, достойным лучшего применения. Реалист Владимир Маканин сочинил восемь садистских очерков о нравах 50-летних. Один герой (Валерий Трошин) у него узнает, что загулявшая жена Сима (Юлия Чебакова) больна раком, и начинает беспробудно пить, не забывая для порядка поколачивать несчастную. Другой, по фамилии Ключарев (Олег Тополянский), с легкой руки жалостливой супруги (Юлия Полянская), ходит навещать еще недавно весельчака и умницу, а нынче больного депрессией Алимушкина (Денис Бобышев). Тот в конце концов умирает на руках у старушки-матери, а благополучного героя начинает мучить совесть.

У писателя Маканина есть еще одна особенность: он не только с удовольствием муссирует тему страданий, но еще и морализаторствует. Смысл едва ли не половины историй, инсценированных Брусникиной, сводится к тому, что если тебе хорошо, значит соседу плохо. А кому повезло сегодня, того ждет расплата завтра. И отличить страхи пошловатых героев, населяющих прозу Маканина, от его собственного отношения к жизни в какой-то момент становится невозможно.

Пересказать сюжеты, с чувством, а иногда и со страстью (Дарья Юрская в амплуа истерички) сыгранные на Малой сцене МХТ, — единственный способ описать спектакль Марины Брусникиной. Тексты Маканина в нем со скромностью, достойной конкурса чтецов в театральном вузе, и глубоким вниманием к автору встроены в формат большого театрального вечера. Объединяет их лишь фигура обаятельного рассказчика (Дмитрий Брусникин). Единственное же по-настоящему остроумное место — это появление артиста Трошина в роли совдеповского мещанина, который при обмене квартиры в качестве бонуса получил в любовницы эффектную вдовую блондинку-стюардессу (Кристина Бабушкина). Собственно, перед антрактом можно было с легкой совестью поставить точку и отпустить зрителей домой: Маканина на всех моральных разложенцев хватит, а одного спектакля — вряд ли.