Москва
Москва
Петербург

Горе от ума — горе уму — горе ума

Режиссер/Постановщик: Юрий Любимов
К своему 90-летнему юбилею Юрий Любимов поставил "Горе от ума" – о черном пиаре, торжестве ума и о том, как сейчас вольготно чацким.

Глядя, как в свои 90 лет Любимов бегает от режиссерского пульта к сцене, дирижирует актерами и раздает указания помощникам, можно предположить, что сил хватит ему еще на много лет. К своему юбилею Юрий Петрович поставил пьесу о себе: показал, как холодный и здравый рассудок проходит сквозь предубеждения общества, будто сквозь свисающие тряпичные декорации спектакля.

Эти декорации, выполненные кинорежиссером и художником Рустамом Хамдамовым, чем-то напоминают сценографию покойного Давида Боровского. Со сцены свисают, сдвигаясь, скручиваясь и колыхаясь, белые узкие шторы. Это позволяет менять пространство — прямыми цитатами из мейерхольдовской биомеханики застывают за занавесями силуэты актеров. Затем занавески раздвигают, и на сцене — уютный салон с пианино, старинной мебелью и танцующими парами. Одетый в модный макинтош, выплывает Чацкий (Тимур Бадалбейли) и на фоне бальных кринолинов выглядит, по меньшей мере, вызывающе. А на реплике «В Москве ведь нет невестам перевода» лампы в зонтиках-отражателях актеры направляют в зрительный зал, где не только невесты, но и жены и мужья начинают ежиться под ярким светом.

Зонтики — одна из главных метафор спектакля: они объединяют актеров и зрителей, вовлекая всех в действие. Зонтик имитирует суфлерскую будку, человек в которой не только громко подсказывает актерам текст и обменивается с ними репликами. Посреди спектакля суфлер выходит на сцену и оказывается одним из персонажей. Связь между теми, кто на сцене, и теми, кто за нею, становится такой же реальностью, как и сумасшествие Чацкого.

Чувство актуальности, прославившее Любимова в 80-х, не изменяет ему и сейчас: его «Горе от ума» — это блестящая сатирическая иллюстрация к современности. Здесь слухи о безумии Чацкого распространяются по законам черного пиара: именно так получается, что даже друзья находят в нем черты идиота.

В этой современной реальности невероятно востребованным оказывается умение остро мыслить и мгновенно анализировать ситуацию. Чацкий выглядит уже не жертвой собственной язвительности, а героем нашего века — креативщиком или менеджером, для которого скандал — эффективный способ попиариться. Упиваясь своим интеллектуальным превосходством, он ведет себя настолько уверенно, что возникает подозрение, а не успел ли он в своих трехлетних странствиях поработать акцизным брокером где-нибудь на нью-йоркской бирже. И когда в финале Чацкому предлагают карету, кажется, что ему подадут по меньшей мере «Порше», а то и «Феррари».

20 сентября 2007,

Афиша

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация